ЛЭП уберегла от ТПУ. Строительство второго этапа ТПУ "Девяткино" отложили до 2035 года

Автор фото: Тихонов Михаил

Построить второй этап ТПУ "Девяткино" мешает ЛЭП, убирать которую не собираются. Без этого масштабный проект станет просто автовокзалом. Но вряд ли кто–то расстроится.

Проект планировки территории (ППТ) будущего транспортно–пересадочного узла (ТПУ) "Девяткино" рядом с одноименной станцией метро комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области утвердил в конце июля. Документацию разрабатывало АО "Институт "Стройпроект".
Как и объявлялось ранее, строить ТПУ будут в две очереди. В рамках первой к 2023 году построят одноэтажный междугородний и международный автовокзал площадью 750 м2 на территории Западного Мурино. Он заменит собой существующий вокзал "Северный" в восточной части Мурино (по решению суда здание должны снести). Кроме того, в рамках первой очереди появится торговый центр в Восточном Мурино на Привокзальной площади и другая инфраструктура.
"Мы должны предоставить инвестору участок под строительство ТЦ на восточной стороне. В обмен он построит автовокзал в западной части. Оба объекта будут строиться параллельно. Идея состоит в том, чтобы построить ТЦ и убрать все ларьки, а площадь освободить для пешеходов и общественного транспорта. Это будет в рамках первой очереди", — отметил журналистам заместитель председателя правительства Ленобласти Михаил Москвин.

И ходить тут тоже нельзя

Вторая очередь — это перспективное развитие территории в Западном Мурино, а именно строительство здания ТПУ площадью 76,6 тыс. м2 с торговыми и деловыми зонами, четырехэтажного делового центра, двух многоуровневых паркингов на 1 тыс. и 2,7 тыс. машино–мест, трамвайных линий и блока автомастерских. Чтобы добраться до этого этапа, необходимо перенести или закопать (каблировать) высоковольтные ЛЭП между железной дорогой и жилой застройкой.
"Здесь проходят высоковольтные линии 330, 220, 110 кВ. Вся территория, которую мы предполагаем использовать под ТПУ, занята сетями. По нормативам строить под этими линиями ничего нельзя, и ходить там тоже нельзя, кстати", — отметила главный инженер проекта "Института "Стройпроект" Мария Письменная.
По словам областных чиновников, каблирование проводов включено в инвестиционную программу "Россетей", и раньше чем к 2035 году вторая очередь ТПУ не появится: мешает ЛЭП.
В пресс–службе "Россети Ленэнерго" сообщили, что включение выноса линий в инвестиционную программу компании не планируется. "Перенос сроков строительства не имеет к "Ленэнерго" никакого отношения, поскольку заявки на вынос указанных линий в компанию не поступало. В настоящий момент ППТ находится у разработчика на устранении замечаний — необходимо сделать корректную привязку линий "Ленэнерго" в ППТ", — прокомментировали "ДП" в компании.

Зачем нам вторая?

Возможно, проект будет куда лучше, если реализовать только первую очередь. Аналитик движения "Транспорт и горожане" Арсений Афиногенов считает, что не только имеет смысл реализовывать первую очередь ТПУ без второй, но именно так и необходимо делать. "Нужен небольшой вокзальчик, удобные остановки, хорошая пересадка на метро и электрички. Все", — отмечает эксперт.
Смысл в реализации только первой очереди ТПУ, без второй, видит и эксперт транспортного развития территорий ИТП "Урбаника" Илья Резников.
"Имеет ли смысл реализовывать первую очередь ТПУ без второй?Да. Во–первых, в Западном Мурино все равно нужно как–то организовывать точку отправления местных муринских маршрутов (а также в направлении Бугров и других населенных пунктов), число которых будет расти по мере дальнейшего развития застройки. Во–вторых, междугородним маршрутам действительно будет удобнее отправляться оттуда", — прокомментировал "ДП" Резников.
При этом эксперт ставит под сомнение необходимость отправления междугородних автобусов именно из Девяткино.
"Создание там автовокзала обусловлено только тем, что Петербург до сих пор так и не смог организовать нормальный и удобный для всех автовокзал на своей территории. Поэтому Ленинградская область сделала его у единственной станции метро у себя — практически это была вынужденная мера, — говорит Илья Резников. — Хотя нужно признать, что само расположение автовокзала в Девяткино — неплохое решение. Там есть метро, рядом скоростная КАД. Проблема только в том, что это очень далеко от центра Петербурга и не по всем направлениям оттуда удобно организовывать маршруты. Для северных направлений хорошо, а вот для южных — уже нет. Плюс на это накладываются проблемы подъезда к станции метро "Девяткино" от КАД, где постоянно фиксируются транспортные заторы".

КАД уже прокололась

Решить транспортные проблемы должен первый этап обхода Мурино в створе Гражданского проспекта (обход Мурино слева). Эту дорогу также называют подключением перспективного ТПУ "Девяткино" к КАД. Первым этапом проекта стал "прокол" под кольцевой в Западном Мурино, движение по нему открыли в октябре 2017 года. Рядом ПО "Возрождение" строит развязку с КАД — второй этап проекта, частью которого станет "прокол". Она должна быть готова в августе 2020 года. Третий этап — дорога от развязки в направлении ТПУ, его разделили на несколько подэтапов. Конкурс на первый подэтап стоимостью 1,6 млрд рублей в декабре 2018 года выиграло "Возрождение".
По первому подэтапу, от КАД до Ручьевского проспекта, сейчас разрабатывают рабочую документацию, готовится распоряжение на изъятие земельных участков. В 2020 году подрядчик планирует выйти на работы.
"Дорога от КАД коренным образом улучшит выезд из Западного Мурино. Это очень важно для междугородних автобусов, которые сейчас тратят непредсказуемо много времени, выезжая из Восточного Мурино на КАД через Токсовское шоссе, на котором регулярно случаются транспортные заторы. Другой вопрос заключается в том, что перенос автовокзала в Западное Мурино не решит проблемы городских и пригородных автобусов, которые от станции "Девяткино" двигаются в сторону Токсово или Ржевки. Перенести их на автовокзал в Западное Мурино невозможно", — отмечает Резников.
По словам начальника управления по транспорту Ленобласти Павла Постовалова, автобусы местного и токсовского направлений будут стартовать от будущего ТЦ в Восточном Мурино, который построят в рамках первой очереди ТПУ.

Будет как в Купчино

Транспортный инженер Дмитрий Баранов видит минусы в новой дороге, которая будет подключать ТПУ к КАД. "Проспект спроектирован как транзитная магистраль, отрезающая огромный жилой массив от ТПУ. Причем проблемы тут не только у пешеходов. Автотранспорту, в том числе автобусам, пересечь эту дорогу будет тоже очень трудно, люди будут терять время, петляя по ней, вместо того чтобы проехать прямо. Опять же, это устаревший подход, попытка сделать непрерывное движение, потому что проектировщики не знают, как сделать хорошую магистральную улицу со светофорами", — говорит эксперт.
В целом же Дмитрий Баранов не видит в проекте ТПУ ничего нового, прорывного.
"Это будет примерно то же самое, что сейчас мы видим, например, у станции метро "Купчино" или в Рыбацком, — советское наследие, на которое налеплена коммерция. Удивительно, что здесь, в чистом поле, просто подражают существующим пересадочным узлам, не пытаясь учесть ошибки и сделать современный проект. Такие решения устарели уже на полвека. Изумляет то, что в створе бульвара Менделеева, где проходит мощнейший пешеходный поток, воткнули какое–то непонятное здание. Пешеходы должны будут его обходить и терять много времени. Это очень глупо", — считает эксперт.
Баранов также отмечает: трамвай, который предусмотрен проектом, должен быть основным наземным транспортом, но ему почему–то отводится второстепенная роль. Трамвайное кольцо сделали где–то на отшибе.
Скорее всего, никто и не собирается его строить, а нарисовали для галочки, полагает эксперт.
Автовокзал и автостанция, конечно, нужны здесь уже много лет назад. Непонятно, почему их нельзя построить без частных инвестиций, в скромном исполнении на основе сборных конструкций. Гигантомания процветает. Переносить вокзал из Восточного Мурино в Западное абсолютно нелогично, так как для западного варианта надо строить дорогу с подключением к КАД. Это очень плохо, по ней хлынет поток автомобилей из Мурино и серьезно ухудшит ситуацию на КАД, которая уже плохая. В час пик заторы на всех съездах существенно увеличатся. Сейчас этот поток дросселируется через дорогу на Бугры. Вместо выхода на КАД надо строить трамвайную линию, которая предусмотрена Концепцией развития транспортной системы СПб и ЛО (через Светлановский проспект) и как раз улучшит транспортную доступность для всех жителей Мурино. Выход на КАД улучшит ситуацию только для владельцев автомобилей, и то в межпиковое время.
Андрей Горев
профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ