Новые открытия — 2019. Ротация петербургского стрит-ретейла

Автор фото: Сергей Ермохин

Первая половина 2019 года для стрит-ретейла ознаменовалась продолжением динамики предыдущего года: свободных площадей для торговли в городе по-прежнему сравнительно мало, а процент ротации остался практически на прежнем уровне. По подсчетам экспертов, с начала года в Петербурге открылось несколько сотен новых заведений и магазинов разного формата, но, в отличие от прошлого года, наибольшая часть из них располагается на главных транспортных артериях города. Подробнее — в инфографике "ДП".

Больше всего новых открытий произошло в сфере общепита. Следом за этой сферой идут магазины одежды, обуви и аксессуаров, а также товаров для дома. По подсчетам компании Colliers International, в центральных районах Петербурга открылось более 60 торговых точек. При этом по всему городу, по данным Knight Frank, было открыто около 500 объектов стрит-ретейла.

Под светом мундиаля

Прошлый год ознаменовался проведением Чемпионата мира по футболу, в преддверии которого город заполонили новые заведения стрит-ретейла (наибольший процент принадлежал общепиту), при этом уже к осени, когда от ЧМ-2018 оставались лишь отголоски и воспоминания, многие точки начали закрываться, а вакансия достигла, по разным подсчетам, 6-7,8%.
2019 год пока показывает более стабильную и плавную динамику. По данным Colliers, по сравнению с 2018 годом средний процент свободных площадей сократился на 0,4% и в итоге составил 5,6%, то есть можно сделать вывод, что пока сохраняется довольно высокая конкуренция за подходящие торговые площади.
Но главное примечательное отличие нынешнего сезона от предыдущего состоит в том, что стрит-ретейл вновь сконцентрировался вокруг главных транспортных магистралей города и центральных районов, в то время как в прошлом году интерес к основным торговым коридорам снизился.
Лидерами остались сегменты общественного питания и моды. Суммарно доля сегмента ресторанов, кафе, баров и столовых среди новых открытий в первом полугодии 2019 года составила 53%. Среди хлебопекарно-кондитерских компаний свое присутствие расширили следующие игроки: "Булочные Ф. Вольчека", "Буше", "Пуд хлеба", "Лавка пекаря". В сегменте кафе открыли новые торговые точки Starbucks (Невский проспект, 38), RIO coffee (Большая Конюшенная улица, 10) и Cup’n’Cup (Невский проспект, 91).
В сегменте одежды и обуви, на который пришлось 16% новых открытий в первом полугодии 2019 года, наибольшую долю заняли российские ретейлеры.
В январе — июне 2019 года новые бутики открыли бренды Giorgio Magnani и "Юлия Прохорова. Белое золото". Кроме того, вернулся модный бренд Sultanna Frantsuzova, который 10 лет назад закрыл свой единственный бутик на набережной реки Фонтанки. Также свой первый монобрендовый магазин в Петербурге открыл американский ретейлер аксессуаров TUMI.
Банковский сегмент же, напротив, сократил свое присутствие на рынке с 6 до 5% за счет закрытия отделений Ситибанка на Большом проспекте П.С. и Бинбанка на Невском проспекте.

Расположение всех открытых с начала 2019 года в центральных районах города магазинов можно посмотреть на нашей интерактивной карте. Оранжевые точки — точки общепита, фиолетовые — сегмент одежды и аксессуаров, желтые — ювелирные изделия и часы, красные — товары для дома и интерьера, зеленые — цветы и сувениры, голубые — медицинские товары, синие — продукты питания и супермаркеты.

Рубинштейна — горячая точка

Самые важные события в мире стрит-ретейла с начала года, пожалуй, произошли на улице Рубинштейна. Война между местными жителями, которые пытаются прекратить деятельность местных заведений, и самими заведениями накалилась до предела. В мае полиция провела рейды, а Роспотребнадзор — ряд проверок в заведениях на улицах Рубинштейна и Ломоносова, в результате которых некоторым ресторанам пришлось свернуть деятельность. На поверхность при этом всплыла проблема с соблюдением санитарных требований, по которым общепиту нельзя находиться на одном этаже с жилыми квартирами, и эта проблема касается огромного количества заведений в центральных районах города.
Пока рестораторы и собственники спорят вокруг сложившейся ситуации, некоторые сети решили не рассматривать встроенные помещения в жилых домах на предстоящий период. Среди них аналитики Knight Frank называют "Токио-Сити", McDonalds, "Контакт бар".
При этом улица Рубинштейна в 2019 году, по подсчетам Colliers, пополнилась 13 новыми заведениями. Среди них бар Dovlatov, который в первые же месяцы работы нажил себе проблем из-за драки на проходившем в нем фестивале StandUp, ресторан восточной кухни Crazy Sushi, self-cost-бар (заведение с напитками и блюдами по себестоимости) "Гедонист", итальянский ресторан Nonno Jackie и т. д.
Наибольшее количество новых открытий пришлось на Невский проспект. Включая участок Старо-Невского проспекта, всего на главной магистрали Петербурга открылось 34 новых магазина, 10 из них относятся к сегменту общепита, а девять — к магазинам одежды и аксессуаров.