Монополия под видом централизации. Почему ГИБДД опубликовала карту со всеми дорожными камерами

Автор фото: Vostock-photo
Автор фото: Vostock-photo
Создание единого оператора системы фото– и видеофиксации нарушений (ФВФН) ПДД, похоже, отменяется. Сама она призвана заменить сотрудников ДПС, сокращенных в ходе радикальной реформы ГИБДД. С личным составом расстались быстро, однако технические средства безопасности вводятся в строй очень медленно. По официальным данным, сейчас в стране действует порядка 12 тыс. стационарных и около 4 тыс. мобильных комплексов ФВФН. Примерно 10% из них приходится на один–единственный регион — Московский. В отдельных субъектах количество комплексов фиксации нарушений ПДД исчисляется десятками единиц.
По данным Минэкономразвития, 46% региональных программ ФВФН реализованы через концессионные соглашения, то есть с привлечением инвесторов. В их числе "Ростелеком", Vessolink, "Ситроникс", "МВС Групп" и др.
В январе–июне 2019–го, по официальным сведениям, при помощи ФВФН было вынесено 52 млн постановлений, наложено штрафов на общую сумму более 35 млрд рублей. Из них исполнен 41 млн постановлений на сумму 16 млрд рублей (при оперативной оплате штрафов действует 50%–ная скидка). Таким образом, общий объем штрафов, ежегодно собираемых с помощью комплексов фиксации нарушений ПДД, можно оценить в 35–40 млрд рублей.
Концессионная схема давно раздражает водителей, которые не без основания считают ее коммерциализированной. Известны случаи, когда разъяренные автомобилисты выводили из строя комплексы ФВФН. Например, на главной странице сайта КУ ОО "Орелтранссигнал", которое работает с передвижными комплексами фиксации нарушений в Орловской области, размещено обращение к водителям с просьбой "не портить имущество учреждения", которое "не является коммерческой организацией и не получает прибыль" (от штрафов).
В июне 2019–го "Коммерсант" сообщил, что "Ростех" обратился к Владимиру Путину "с идеей определить единственного поставщика" системы фиксации нарушений ПДД. Президент будто поручил правительству проработать эту инициативу, в Белом доме вопрос передали в Минцифры. По сведениям издания, в том же месяце глава Минцифры Константин Носков направил руководителям регионов правительственную телеграмму. В ней господин министр уведомил регионалов, что ведомство готовит проект распоряжения правительства, согласно которому единственным "исполнителем закупок работ, услуг", связанных с применением комплексов фиксации нарушений ПДД и их обслуживанием, будет назначено ООО "Глонасс БДД". Учредителями ООО "Глонасс БДД" являются ООО "Сотка высоток" (36% уставного капитала), "Ростех" (34%) и АО "ГЛОНАСС" (30%). "Сотка высоток" принадлежит Артему Лопатину. Компания известна тем, что в 2017 году выкупила примерно за 1 млрд рублей долю в компании "Автодория" у фонда "Стартобаза", принадлежащего, как считается, Светлане Никифоровой, жене экс–министра связи Николая Никифорова.
По данным РБК, на статус единого оператора ФВФН также претендует ООО "РТИТС", оператор системы "Платон". Учредителями РТИТС являются "Ростех" и структуры Игоря Ротенберга. Якобы также в июне заместитель министра транспорта Алексей Семенов обратился к вице–премьеру Максиму Акимову (курирующему сферу транспорта) с предложением назначить единственным исполнителем РТИТС — поскольку компания располагает разветвленной телеком–инфраструктурой, дата–центрами и имеет опыт обеспечения защиты данных.
В процесс монополизации (под видом централизации) системы ФВФН пришлось вмешаться главе государства, который напомнил, что цель установки камер — снижение аварийности на дорогах и сохранение жизней людей. Буквально в течение нескольких часов после выступления президента МВД опубликовало адреса расположения всех комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД на российских дорогах. А спустя несколько дней Константин Носков, по сути, дезавуировал свою телеграмму в адрес региональных властей: "Мы проконсультировались с участниками рынка… Я направил предложение в правительство о нецелесообразности определения единственного поставщика, потому что рынок очень конкурентный, с хорошей динамикой".
В начале августа Максим Акимов провел заседание проектного комитета нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", на котором, в частности, предложил регионам отказаться от увязки объема вознаграждения концессионера с объемом собираемых им штрафов. Там же был озвучен доклад Минэкономразвития, согласно которому эффективность работы систем ФВФН растет вместе с уровнем конкуренции за право внедрения комплексов фиксации нарушений — в том числе на этапе конкурсных процедур.
Таким образом, история с единым оператором систем ФВФН, похоже, станет одним из редких примеров, когда процесс формирования очередного "монстра отечественного госкапитализма" дал сбой — даже несмотря на таких мощнейших лоббистов, как "Ростех" и Ротенберг.