Имя дико. Как воспринимается экспрессионизм в русском искусстве и театре

Экспрессионизм — имя дико и для русского искусства, и для русского театра. Ну какой в России экспрессионизм? Другое дело — в Германии: это и картины группы "Мост", и стихи Георга Тракля, и фильмы Фрица Ланга, и многое другое. У нас же авангард развернулся под знаменем футуризма, хотя, конечно, было множество прочих "измов". Среди прочих затесалось и несколько дежурных экспрессионистов, о которых помнят разве что специалисты. Немудрено, что до недавнего времени никому в голову не приходило делать выставку о русском экспрессионизме. Много лет ушло на то, чтобы показать ключевые фигуры 1900–1920–х, затем менее известных и забытых художников. И вот пришла пора спорных проектов.
Недавно в Русском музее устроили большие смотрины русского экспрессионизма. Для этой экспозиции собрали немало стилистически и тематически подходящих под это определение картин и графики. Кураторы не претендовали на то, чтобы найти место экспрессионизма в русском искусстве. Идея состояла в том, чтобы предложить иначе взглянуть на русское искусство. И выставка в этом отношении удалась, споров было немало.
Этот опыт вдохновил коллег из театрального цеха. В Музее театрального и музыкального искусства — русский экспрессионистский театр. Здесь душу отвели все: музейные сотрудники во главе с куратором Еленой Грушевицкой, с увлечением искавшие материалы для экспозиции, среди которых есть редчайшие вещи, и художник Юрий Сучков, построивший в залах Шереметевского стильные экспрессионистские декорации, и благодарная публика. Название выставки — "Земля дыбом" — напоминает о знаменитом спектакле Всеволода Мейерхольда, поставленном по пьесе Сергея Третьякова. Собрали все, что только может проходить по разряду экспрессионизма, и даже немного больше: эскизы декораций Михаила Ларионова для балетов Леонида Мясина, половинку черного квадрата Казимира Малевича для легендарной "Победы над Солнцем", костюмы, афиши и архивные документы. Если так дружно и умело будут и дальше воспевать русский экспрессионизм, глядишь, через пару десятилетий быть ему главным трендом нашего авангарда.