Спешка при ловле 5G. Кто заплатит за развертывание сети нового поколения

Автор фото: ТАСС
Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Константин Носков

Минкомсвязь подготовила новые тарифы на использование радиочастот для 4G и 5G. Стоимость использования сетей LTE для операторов многократно возрастет, а "аренда" спектра для 5G станет гораздо дешевле. Фактически чиновники вынуждают "большую четверку" оперативно развертывать сеть нового поколения, не имея четкого плана ее запуска. Заплатить за эту спешку придется абонентам. Больше просто некому.

Согласно подсчетам министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций в опубликованном проекте приказа, по старой методике операторам связи пришлось бы суммарно заплатить за эксплуатацию 5G около 112,5 млрд рублей в год (4,8 млрд за диапазон 4800–4990 МГц, 107,7 млрд — за диапазон 25,25–29,5 ГГц).
Чтобы ускорить создание сети нового поколения, ведомство под руководством Константина Носкова предлагает снизить цену примерно в 85 раз — до 1,32 млрд рублей в год.
Однако, уменьшив плату, которую операторам предстоит вносить еще в довольно далекой перспективе, Минкомсвязь предлагает поднять цены на частоты 4G/LTE — самые современные из используемых.
Сейчас на использование частот LTE операторы суммарно тратят 980 млн рублей в год. Теперь плата будет ежегодно возрастать на столько же.
"Суммарно за LTE операторы будут платить к 2024 году 4 млрд рублей в год", — подтвердил "ДП" официальный представитель министерства Евгений Новиков. Но он не считает эту цифру запредельной. По его словам, за GSM операторы сейчас платят гораздо больше — 15 млрд.
При этом дьявол, как обычно, кроется в деталях: тарифы на использование радиочастот меняются один–два раза в год, и новая методика не исключает дальнейшего повышения стоимости диапазона для 5G.
При этом конкретные сроки развертывания сети по–прежнему неизвестны, и за это время многое может измениться.

Цифры от лукавого

Более подробными расчетами расходов на радиочастоты поделился "МегаФон". Они заметно расходятся с прогнозами министерства. По данным оператора, в 2019–м он заплатит за использование спектра 4G/LTE около 600 млн рублей. По новой методике к 2024 году эта цифра возрастет до 2,4 млрд рублей. В компании отметили, что, если в 2020 году она получит лицензию на частоты 5G в миллиметровом диапазоне с шириной спектра 1 ГГц, это добавит еще до 243 млн рублей платежей. В МТС до столь подробных расчетов пока не дошли, считают это преждевременным. "Еще не просчитана экономика и окупаемость сетей 5G, а также не решен вопрос о распределении частотного ресурса", — объясняют в пресс–службе МТС.
Напомним, сегодня операторы добиваются от государства расчистки диапазона 3,4–3,8 ГГц, считающегося наиболее приемлемым для развертывания сетей 5G (эти частоты заняты Минобороны). Никаких реальных подвижек пока нет, в новых тарифах "планируемыми в ближайшей перспективе" указаны альтернативные диапазоны. При этом на днях Минкомсвязь заказала на сайте госзакупок план конверсии частот, предполагающий определение подходящего для 5G радиоспектра и выбор городов, где экономически целесообразно внедрить сети нового поколения.
Эксперты рынка подчеркивают, что проект приказа о новых тарифах опережает время. "Если операторам придется запускаться на указанных частотах, то это, безусловно, стимулирует развитие 5G. Однако в текущих реалиях при полном отсутствии понимания дат коммерческого запуска документ никак не поможет", — считает аналитик iKS–Consulting Максим Савватин.
В "ВымпелКоме" признают, что увеличение платы за спектр снизит инвестиционные возможности по развитию инфраструктуры сетей LTE и 5G и вынудит повышать стоимость услуг для абонентов. С тем, что допрасходы лягут на конечных потребителей, согласны и в "МегаФоне".
"Возможно, для эффективного развития отраслей, которым 5G даст доптолчок, и экономики в целом плату за спектр вообще надо будет отменить", — считает глава пресс–службы "ВымпелКома" Анна Айбашева.

Впереди паровоза

В пояснительной записке к проекту приказа предлагаемые меры объясняются тем, что "внедрение новой радиотехнологии приводит к необходимости снижения коэффициента перспективности для сетей связи стандарта LTE, которые в настоящее время уже достигли насыщения". "Об этом свидетельствует то, что, по нашим оценкам, после 2020 года ожидается снижение темпов роста доходов на российском рынке от услуг LTE", — добавили в Минкомсвязи.
Впрочем, вся "большая четверка" уверена, что такой подход лишь навредит созданию 5G. Операторы видят обратный тренд.
"В ситуации, когда еще не все компании–конкуренты достроили полноценную сеть 4G, рост платы за спектр лишь повысит издержки операторов и повлечет за собой дополнительный рост расходов на создание и поддержание инфраструктуры. В перспективе нескольких ближайших лет стандарт 4G / LTE все равно будет основным для оказания услуг голосовой связи и передачи данных", — уверены в "МегаФоне".
"Технология LTE далеко не исчерпала свой потенциал, и операторам будет трудно инвестировать в ее развитие при таком подходе. В частности, если речь идет о переходе на LTE в полосах частот, где сейчас работает GSM и 3G", — добавили в "ВымпелКоме".
В Tele2, в свою очередь, напоминают, что инфраструктура LTE станет технической опорой для сетей 5G, — соответственно, отделять их друг от друга в тарифной части не стоит.
Взаимосвязь LTE и 5G в министерстве признают, однако с выводами не соглашаются. "Развитие отдельных сетей 5G малоперспективно (за исключением индустриальных применений). Повышение платы не приведет к существенному росту административных расходов по отношению к доходам операторов. С учетом потенциальной платы за 5G данная статья не превысит 2% от доходов, что соответствует международной практике", — объяснили "ДП" в Минкомсвязи.
Аналитики также напоминают, что сеть нового поколения в большей степени будет направлена на интернет вещей (IoT), поскольку обычным абонентам предлагаемые на 5G скорости передачи данных, как правило, не нужны. В проекте приказа ведомства также подчеркивают перспективность IoT.
При этом, по словам игроков рынка, некоторые режимы современного стандарта LTE станут базисом для IoT в сетях нового поколения и останутся фундаментом для 5G до конца следующего десятилетия.

Третейский судья

С позицией министерства согласна Счетная палата: в опубликованном недавно бюллетене аудиторы также предлагают повысить тарифы на использование частот LTE в связи с развитием технологии 5G. Они отмечают, что стоимость эксплуатации спектра 4G многократно занижается, что не способствует пополнению бюджета страны.
Но любопытно другое: в том же документе Счетная палата обвиняет Роскомнадзор в "ненадлежащем" качестве сбора платежей за использование радиочастот и предлагает передать соответствующие функции ФНС, включив плату за использование радиочастотного спектра в Налоговый кодекс.
"В отдельных расчетных периодах 2015–2017 годов и за 9 месяцев 2018–го несвоевременное внесение платы допускали от 19,4% до 99,3% пользователей", — отмечают аудиторы. В законодательстве никакого наказания за просрочку платежей нет.
"Сейчас плата собирается через радиочастотную службу, при неуплате они могут лишь обратиться в суд. У налоговой же будут стандартные варианты — приостановить операции по счету, "вызвать на ковер" и другие способы подпортить жизнь бизнесу", — рассказывает гендиректор "ОрдерКом" Дмитрий Галушко.
Выходов из сложившейся ситуации у операторов немного, и их подсказывает сама Счетная палата, считает глава ИАА "Рустелеком" Юрий Брюквин. По его словам, можно или просто не платить за частоты (поскольку наказания за это пока нет), или ждать очередного изменения тарифов.
"В прошлом году их сначала повысили, потом обратно понизили, для чего это было сделано — непонятно", — добавляет эксперт.
При этом экономическое обоснование подобных изменений, как правило, не предоставляют. Это подчеркивают и в Счетной палате.
По большому счету министерство вообще не берет в расчет экономику операторов. Для чиновников главное, чтобы появилась сеть 5G, а дальше никто не думает. Почему надо строить 5G? Потому что подписали программу, известные люди постоянно говорят о цифровой трансформации и искусственном интеллекте. Есть представители министерства, которые "драйвят" эту тему просто потому, что ее надо "драйвить". А еще есть "Ростех", который планирует создавать радиоинфраструктуру для 5G. И о каком насыщении 4G может идти речь? На совершенно неограниченном горизонте меньше чем 40 тыс. базовых станций в год вводиться не будет. И это притом, что у операторов просто нет на это денег, и достраивать сеть LTE, и развертывать 5G им очевидно невыгодно
Михаил Алексеев
управляющий партнер AC&M–Consulting
Года два назад мы говорили, что в России самая низкая стоимость телеком–услуг в мире. И кажется, государство решило это исправить. Повышение цены на частоты напрямую повлияет на стоимость связи. В этом году она уже имеет тенденцию к увеличению на 8–10 % благодаря повышению НДС и закону Яровой. Видимо, эта цепочка будет продолжена. Как вариант, полученные от операторов средства пойдут на реализацию программы устранения цифрового неравенства. "Ростелеком" и рад бы подключить удаленные регионы к интернету, но денег на это уже нет. Впрочем, как будет на самом деле, пока неизвестно
Денис Кусков
глава аналитического агентства TelecomDaily

В контексте

Махом повысить или снизить сбор в казну по какой–нибудь статье в 5 или даже в 85 раз — это очень по–нашему, по–российски. Минкомсвязь меняет размер платы за пользование радиочастотным спектром в среднем раз в год: с 2012 по 2018 год произошло пять корректировок. И все напоминают шараханье из стороны в сторону
В 2015–м, например, ежегодная плата была увеличена почти в 189 раз. В течение прошлого года она повышалась аж дважды (на 46% с 1 июля и на 37% с 1 октября). А с 1 января 2019–го неожиданно была возвращена на уровень 2015 года. Из–за этого, кстати, федеральный бюджет недосчитался 7,6 млрд рублей.
И вот новый проект решения: в 85 раз снизить сбор за одни частоты и в 5 раз повысить за другие. И ни разу Минкомсвязь не готовила хоть какое–нибудь финансово–экономическое обоснование. А когда в министерство пришла с проверкой Счетная палата, аудиторам было сказано: документы не могут быть представлены по причине "истечения срока хранения".
Отчет о проверке Счетная палата утвердила еще в марте. Но на дворе август, а воз и ныне там: финансово–экономического обоснования (по крайней мере, в открытом доступе) снова нет.
Существенную ли долю занимает плата за пользование радиочастотами в общем объеме затрат сотовых операторов? Конечно, нет. Развитие и поддержание инфраструктуры съедает гораздо больше. Дело в другом — являются ли правила игры понятными и прозрачными. Это важно не только для операторов, но и для общественности в широком смысле. Потому что любое фискальное решение со стороны государства операторы "интегрируют" в свою тарифную политику, а значит, это влияет на кошельки каждого из нас.
Цель, которую преследует Минкомсвязь, понятна — стимулировать ускоренное внедрение 5G, чтобы оказаться впереди планеты всей. Но операторы ждут от государства не только (и даже не столько) льготных тарифов на пользование радиочастотами, необходимыми для развертывания сетей нового поколения. Главное — это артикулированная политика государства, которое сначала само должно расставить приоритеты в этой сфере. Ну и "рассекретить", конечно, самые лакомые для 5G частоты (речь о диапазоне 3,4–3,8 ГГц, которым монопольно владеет министерство обороны).
Классики марксизма–ленинизма учили нас, что невозможно прыгнуть из феодализма в коммунизм и что вообще никогда не следует торопить смену общественно–экономической формации — для этого должны созреть исторические условия. Относиться к классикам можно по–разному, но с этим их постулатом сложно не согласиться.