Пошерили самокаты. Что мешает бизнесу кикшеринга в Петербурге

Автор фото: Vostock-photo

Компания по шерингу электросамокатов Whoosh планирует выпустить на петербургские улицы около 100 электроскутеров. Первые два проекта от других инвесторов, пытавшихся выйти на городской рынок, уже отложили свои планы. Так, Samocat Sharing столкнулись с бюрократическими коллизиями по согласованию мест для станций проката, а YouDrive Lite поставила в приоритет развитие на зарубежных рынках. Сейчас в городе работает только одна компания, предоставляющая услуги шеринга самокатов.

В Whoosh заявили, что они ведут переговоры с комитетом по транспорту и Городским центром управления парковками по развитию кикшеринга (шеринг самокатов). При этом в самих ведомствах dp.ru сообщили, что не обладают полномочиями по согласованию подобных проектов.

Самокатчиков прокатили

Шеринговый сервис Whoosh планирует запуститься в Петербурге по партнерской программе с предпринимателем Евгением Мутовкиным. На первоначальной стадии Мутовкин хочет вывести около 100 электросамокатов. Тарифные планы на аренду будут такие же, как в Москве — 50 рублей за старт поездки и затем по 5 рублей за минуту. Работать сервис планирует с помощью мобильных приложений на iOS и Android, а поездки будут доступны только совершеннолетним.
Whoosh — довольно молодой проект, который пока работает только в Москве. В столице он запустился этим летом. По информации компании, сейчас в их парке более 300 электросамокатов марки Xiaomi, а количество поездок достигло 55 тыс. Whoosh планирует дальнейшее расширение в других городах России и Европы.
"Сейчас мы согласовываем с администрацией города детали запуска. В том числе и возможность использования общественных велопарковок в качестве парковок для скутеров. По такой схеме подобные сервисы успешно работают в Москве уже второй год", — рассказал Мутовкин.
В комитете по транспорту и в Городском центре управления парковками dp.ru сообщили, что представители Whoosh действительно обращались с предложением по развитию шеринга электросамокатов, но оба ведомства заявили, что данный вопрос не относится к их компетенции, поэтому Whoosh было предложено обратиться в комитет по развитию транспортной инфраструктуры для уточнения статуса электросамоката и его места в структуре дорожного движения. В КРТИ, однако, сообщили, что они о подобных проектах не слышали, и предположили, что Whoosh ведет переговоры с комитетом по инвестициям. Но и там заявили, что к ним никаких заявок не поступало.

Первопроходцы

В прошлом году в Петербурге также планировали запускаться два кикшеринга — Samocat Sharing и YouDrive Lite, но оба проекта были отложены. Как признался основатель сервиса Samocat Sharing Василий Быков, компания столкнулась с недопониманием со стороны чиновников: "Мы планировали запуститься в этом году весной в Петербурге одновременно с Москвой. У нас есть запросы от петербургских предпринимателей на запуск франшизы в городе. Однако мы не смогли добиться от местных властей согласования мест установки станций. Несмотря на то, что развиваемый нами станционный прокат показывает свою эффективность, местные чиновники не берут на себя ответственность за выделение мест", — рассказал он dp.ru.
Напомним, что в начале октября 2018 года компания Samocat Sharing установила пять станций проката в центре Петербурге. Тогда чиновники Смольного заявили, что работы были проведены без предварительных договоренностей, а парковки оказались незаконными. Сейчас электросамокаты этой компании можно встретить в Москве, Новосибирске, Сочи, Краснодаре и Хельсинки.
В пресс-службе YouDrive Lite сообщили, что открытие сервиса в Петербурге по прежнему входит в планы компании, но пока YouDrive больше сконцентрирован на развитии преимущественно зарубежных рынков и налаживанию операционных процессов.
Петербургский рынок электросамокатов развивается значительно медленнее, чем московский. По подсчетам dp.ru, сейчас в Москве работают как минимум пять различных сервисов, предоставляющих подобные услуги, общее количество электросамокатов в столице уже перевалило за 3,5 тыс. Для сравнения, в Петербурге есть только один кикшеринг ToGO, открывшийся в июле этого года с парком в 50 самокатов.
По словам основателя компании ToGo Виктора Маркова, их выход в Петербург состоялся после того, как местный житель купил 50 электросамокатов Segway Ninebot по 35 тыс. рублей за одно транспортное средство и самостоятельно договорился со Смольным о зонах парковок. Сейчас оставлять электросамокат можно на Крестовском острове, Свердловской набережной и в Центральном районе, ездить можно по всему городу.
"Это не совсем франшиза, а клубная система, когда партнеры покупают только самокаты, полностью подготовленные для шеринга. Один из партнеров — местный житель из Петербурга решил вступить в наш клуб", — рассказал Марков.
Он добавил, что до конца сезона парк самокатов в Петербурге будет увеличен в 2-3 раза. Ожидается, что уже в следующем году будет работать 300-500 транспортных средств. Представитель компании уточнил, что первых итогов проката пока нет.
"Как показал опыт недели работы в Воронеже, очень хорошо пошли самокаты, мы не ожидали такого большого интереса. Мы рассчитываем, что в Петербурге тоже хорошо пойдет, потому что в городе происходит большая туристическая миграция", — отметил представитель сервиса.
Стоимость аренды самоката составляет 5 рублей в минуту или 200 рублей в час. Скорость движения ограничена 20 км/ч.
"Перед тем как пользователь берет самокат, мы предупреждаем, что нужно соблюдать правила ПДД", — уточнил Марков.
Компания ToGo работает в крупных российских городах — в Москве, Калининграде, Воронеже, Перми, Астрахани, Краснодаре, Сочи и в Кемерово. Также компания представлена на международном рынке — в Тбилиси и в Бишкеке. Сейчас ToGo готовится запустить самокат-шеринг на Кипре и в Казахстане.

Двухколесная проблема

Многие игроки оценивают Петербург как весьма перспективный город для интенсивного развития кикшеринга.
"Мы считаем перспективы города хорошими из-за большого количества туристов и длинных набережных, по которым приятно не спеша прокатиться на самокате. Как и любой другой большой город, Петербург прекрасно подходит для развития микроэлектротраспорта. Но, как и в Москве, операторам необходимо решить основную проблему шеринга самокатов — снижение операционных издержек", — рассказал основатель Samocat Sharing Василий Быков.
По его словам, проблема с операционными издержками задела многих крупных игроков рынка в Москве, в том числе Delisamocat и YouDrive. В Samocat Sharing с высокими издержками борются с помощью установки станций, которые одновременно хранят самокаты и заряжают их. Сейчас эта система тестируется компанией в Хельсинки, где в сети равно представлены электро- и механические самокаты.
Уверенность в том, что петербургский рынок кикшеринга может стать прибыльным для компаний, выражают и в YouDrive: "В Петербурге сервис будет очень востребован. В центре города передвигаться на малом транспорте зачастую гораздо удобнее, чем на автомобиле или любом общественном транспорте. В Петербурге очень прогрессивная аудитория, которая открыта для тестирования новых сервисов. Более того, в теплый период электросамокаты могут стать идеальным способом перемещения по городу как для местных жителей, так и для туристов. Сейчас электросамокаты можно интегрировать в инфраструктуру почти любого города — они могут перемещаться не только по велодорожкам. Мы уверены, что совместно с городской администрацией можно найти эффективные способы встраивания электросамокатов в транспортную систему Петербурга", — заявили в пресс-службе компании.
В Москве развитие индустрии активно ведется с подачи городских властей. Так, в октябре 2015 года в столице стартовал проект "Московский каршеринг", в изначальном парке которого было только 100 автомобилей. По заявлению мэра Москвы Сергея Собянина сейчас общее количество каршеринговых автомобилей выросло до 11,5 тыс. машин.
Аналогичный проект, но уже касающийся электросамокатов, в Москве стартовал в мае 2018 года. Тогда заработала городская система проката электросамокатов "Делисамокат", опять же со слов Собянина, за год ею воспользовались более 140 тыс. раз.
Развитию шеринга в Петербурге мешает сразу несколько факторов. Один из них — неопределенность официального статуса участника движения. Согласно ПДД, электросамокаты относятся к категории "пешеходы", при этом транспортные средства могут развивать скорость до 80 км/ч, а это приводит к опасным ситуациям на тротуаре, утверждает депутат петербургского парламента Алексей Цивилев.
На фоне массового появления на улицах электросамокатов, гироскутеров и сегвеев депутат обратился к главе ГИБДД РФ Михаилу Черникову с просьбой ограничить скорость самокатов в России до 10-15 км/ч. Сейчас Госавтоинспекция проводит исследование об определении правового статуса участников дорожного движения, которые используют электромеханические ТС.