Грезы о большой турбине. Среди российских машиностроителей разворачивается нешуточная борьба за госсубсидии на создание ГТБМ

Автор фото: EPA/Vostock-photo
У отечественной газовой турбины большой мощности (ГТБМ) трудная судьба. В СССР они не выпускались — советская электроэнергетика использовала паросиловые установки (энергетический котел плюс паровая турбина), поэтому компетенций в производстве подобного оборудования у российских машиностроителей не было. Попытки создать "свое" предпринимались еще с конца 1990–х, когда НПО "Сатурн" начало разрабатывать турбину ГТЭ–110.
После длительных испытаний пять турбин данного типа были установлены на Ивановских ПГУ и Рязанской ГРЭС, однако опыт их эксплуатации оказался печальным — они часто ломались и долго чинились. Терпения владеющего Рязанской ГРЭС "Газпромэнергохолдинга" (ГЭХ) хватило на полтора года, после чего отечественная разработка была заменена агрегатом иностранного производства.
Свои разработки были и у "Силовых машин", однако ГТЭ–180 так и осталась в виде чертежей, а единственный образец турбины меньшей мощности ГТЭ–65 прошел ряд испытаний на одной из московских электростанций, но в эксплуатацию принят не был.
До определенного момента отсутствие собственной ГТБМ никого всерьез не беспокоило. Во время массовой реализации проектов строительства новых энергоблоков в рамках первой программы модернизации электрогенерации потребность отрасли в газовых турбинах закрывали иностранные производители (GE, Siemens, Ansaldo, Mitsubishi), а также совместное предприятие "Силовых машин" и Siemens ("Сименс Технологии газовых турбин" — СТГТ). Это СП предлагало заказчикам ГТЭ–160 — собираемую по лицензии с частичной локализацией турбину Siemens V94.2, снятую с производства в Германии в конце 1990–х годов.
Однако после 2014 года все изменилось. США и Европа наложили санкции на поставки энергетического оборудования в Крым, где как раз начиналось строительство новых ТЭЦ для надежного энергоснабжения полуострова, оказавшегося в энергетической блокаде. После долгих попыток найти хоть какие–то варианты было применено изящное решение — у Siemens купили турбины якобы для ТЭС в Тамани, перемаркировали, ввезли в Крым и установили на новых электростанциях. Все попытки оспорить в суде подобные действия заказчика Siemens проиграл, но стало очевидно, что без отечественных турбин российская энергетика все равно не обойдется.
В марте 2019 года свет увидело постановление правительства о предоставлении на конкурсной основе субсидий на создание новой российской газовой турбины большой мощности. Максимальный ее размер составит 7 млрд рублей, а победитель конкурса должен инвестировать в создание производства не менее 50% собственных средств. К конкурсу не допустят организации, в уставном капитале которых доля иностранных юрлиц составляет более 50% (причем "Силовые машины" настаивают на увеличении этой цифры до 75%).

Неопытны, но решительны

Почти сразу выяснилось, что в стране, которая до сих пор не могла создать собственную успешно работающую ГТБМ, есть немало желающих поучаствовать в конкурсе. В первую очередь это все те же "Силовые машины", которые заявили о готовности запустить российскую турбину в серийное производство уже к 2024 году. При этом пока непонятно, будет ли предприятие разрабатывать и выпускать турбину самостоятельно или же в рамках своего СП с Siemens. Однако именно "Сименс Технологии газовых турбин" подало первую заявку на получение субсидии, предложив вариант с производством в России турбины Siemens SGT5–2000 мощностью 187 МВт с доведением уровня локализации к 2023 году до 90%.
Не меньшую заинтересованность в создании ГТБМ проявили и крупнейшие российские энергокомпании "Интер РАО" и "Газпромэнергохолдинг". Их руководители неоднократно высказывали сомнения в том, что российская ГТБМ может быть произведена без участия иностранных производителей. У "Интер РАО" есть совместное предприятие с американской GE ("Русские газовые турбины"), выпускающее на заводе в Рыбинске турбины GE 6FA с частичной локализацией. ГЭХ же заявлял о планах создания совместного предприятия все с той же Siemens (возможно, речь идет о выкупе доли "Силовых машин" в СТГТ). Не оставляет планов успешно завершить проект ГТЭ–110 и НПО "Сатурн", теперь уже в рамках совместного предприятия с "ИнтерРАО" и "Роснано".

Один останется

Основные проблемы, с которыми неизбежно столкнется победитель конкурса на создание российской ГТБМ, — необходимость активной опытной эксплуатации для лечения "детских болезней" и гарантированный спрос на свою продукцию. Если с первой предполагается справиться путем строительства опытной ТЭС мощностью до 1,4 ГВт, то со второй сложнее. Мировой рынок газовых турбин упал за последние 5 лет на 60%, надеяться на то, что российская турбина сможет массово поставляться на экспорт, не приходится. Конечно, какой–то объем выпущенной продукции будет востребован по программе модернизации генерирующих мощностей, но конкретных цифр по такой потребности пока не названо, а приоритет в первом отборе проектов на модернизацию получили проекты реновации старых ТЭС на основе исключительно паросиловой технологии.
Ясно одно — никакой конкуренции среди предприятий, которые потенциально могут производить российскую ГТБМ, не будет. После выигрыша конкурса на рынке останется кто–то один.
Нелишне напомнить, что в 2011–м Минпромторг уже представлял "Стратегию развития российского энергетического машиностроения до 2030 года", которая предполагала масштабную поддержку отечественных производителей, "ориентацию на импортозамещение", "серийный выпуск конкурентоспособной на мировом рынке энергомашиностроительной продукции" к 2020–му и "завоевание 15% мирового рынка энергомашиностроительной продукции" к 2030–му. Однако пока серийный выпуск работающей российской газовой турбины остается все такой же концептуальной мечтой.