Федеральные власти обещают расширить систему tax free, предусматривающую возврат НДС от приобретенных товаров, на всю Россию. Глава Минпромторга Денис Мантуров (на фото) заявил, что это может случиться до конца 2019–го. В Петербурге за год работы с tax free в таможню обратились 7609 иностранцев — из них 5732 китайца, два сирийца и один таец. В целом же в город в прошлом году прибыло 3,9 млн иностранных гостей.
Пилотный вариант tax free заработал в апреле 2018–го и на данный момент охватил 12 регионов России.
"Сначала это были Москва, Петербург, Сочи. Затем добавились города, где проходил ЧМ по футболу. Сейчас принято решение по Великому Новгороду", — отметил Денис Мантуров.
Власти объясняют, что эта мера должна "стимулировать экспорт" и "повышать туристическую привлекательность территорий".
В Петербурге во время мундиаля система работала в аэропорту Пулково и в ДЛТ на Большой Конюшенной улице. Впоследствии Минпромторг расширил этот перечень, включив в него Невский проспект, Московский проспект и Лиговский проспект, Большую Морскую улицу, набережную реки Мойки, Большой проспект Петроградской стороны, Садовую улицу и проспект Космонавтов. Подать заявку на участие в системе tax free могут организации розничной торговли. Для многих торгово–развлекательных центров это означает, что участвовать в проекте могут только их арендаторы (сами ТРЦ не занимаются розничной торговлей, а сдают помещения для нее).
Фактически в Петербурге в проекте принял участие только один крупный торговый центр. Остальные участники — сетевые ретейлеры федерального масштаба, а также отдельные бутики высокого ценового сегмента (уровня luxury и premium).
За 2018–й и 5 месяцев 2019 года за проставлением соответствующей таможенной отметки обратились граждане из 47 стран, сообщили "ДП" в пресс–службе СЗТУ ФТС.
Система tax free в России позволяет туристам из стран, не входящих в Евразийский экономический союз, при выезде с таможенной территории ЕАЭС оформить возврат НДС, уплаченного ими при покупке товара в розницу. Важное условие применения tax free — за один календарный день стоимость покупки должна превышать 10 тыс. рублей, нужно также предъявить специальный чек. При этом tax free нельзя оформить на подакцизные товары, такие как табачная продукция или легковые автомобили.
По оценкам Минпромторга, в ходе ЧМ–2018 средний чек tax free составлял 90 тыс. рублей, впоследствии он превысил 120 тыс. рублей. В Петербурге иностранный турист тратит около 45 тыс. рублей в сутки. В возврате НДС больше заинтересованы luxury–туристы, их расходы начинаются от 70 тыс. рублей в день, полагают участники рынка.
Высокий чек
"За год действия системы (с 10 апреля 2018–го по 10 апреля 2019–го) иностранные покупатели оформили порядка 12 тыс. форм, при этом одна форма может включать в себя несколько чеков", — сообщили "ДП" в пресс–службе ДЛТ. Более 80% покупателей — из Китая, далее следуют Швеция, Эстония, США и Таиланд.
Универмаг "Московский" находится "в процессе включения в данную систему, поэтому никаких результатов пока нет", сообщили в его пресс–службе.
В торговом доме "Пассаж" "в систему tax free входят только якорные арендаторы, например "Рив Гош", рассказал "ДП" партнер Jensen Group Дмитрий Абрамов.
В ТК "Невский Центр" tax free оформляют также некоторые арендаторы, в том числе Tommy Hilfiger, "М.Видео", Freywille и др. В ТК отмечают рост числа состоятельных туристов из Китая. "Поэтому "Невский Центр" активно изучает опыт своих арендаторов и конкурентов и рассматривает вариант работы по системе tax free всего ТК", — рассказала "ДП" руководитель отдела маркетинга Екатерина Руновская. Она отметила, что иностранные туристы покупают одежду премиальных брендов, ювелирные украшения и электронную технику. По оценке Руновской, в прошлом году Петербург посетило около 800 тыс. туристов из КНР, и их число будет расти в дальнейшем.
Сетевые ретейлеры отмечают, что спрос на tax free сейчас растет за счет Москвы и Петербурга. В магазинах "М.Видео" и "Эльдорадо" за последний год такие чеки оформили туристы из 35 стран. Чаще всего иностранцы покупают смартфоны, планшеты, смарт–часы и аксессуары марок Apple, Samsung и Huawei. Средняя сумма чека составила 51 тыс. рублей, рассказали "ДП" в пресс–службе группы.
В петербургской сети "Буквоед" не исключили, что в будущем в качестве эксперимента рассмотрят для включения в проект один из центральных магазинов на Невском проспекте. Однако пока что компания не подавала такой заявки. "Опыт европейских стран показывает, что система tax free отлично развивается в сегменте одежды luxury, где достаточно высокий средний чек", — отметили в ее пресс–службе.
"Старый" впереди "нового"
У пилотной серии системы tax free есть существенные ограничения. Во–первых, это список адресов, который охватывает не все актуальные для туристов точки. Кроме того, не все ретейлеры ориентированы на китайцев, а статистика говорит, что это основная часть иностранного туризма в России, рассказывает на условиях анонимности юрист компании — участника рынка. "ЦУМ, ГУМ и прочие просто конвертировали это в проект", — отмечает собеседник "ДП".
Более 60% арендаторов на улицах, включенных в перечень Минпромторга, — это сегмент fashion (обувь и одежда). 75% всех брендов, располагающихся на данных улицах, относятся к формату масс–маркет, 20% — premium, оставшиеся 5% — luxury, добавляет руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg Анна Лапченко.
По ее оценке, на данных улицах (кроме проспекта Космонавтов) работают около 125 брендов сегмента luxury и premium.
"Главными торговыми коридорами для брендов уровня luxury и premium являются Большой проспект Петроградской стороны (29%), Старо–Невский проспект (25%), Невский проспект с учетом набережной реки Мойки (20%) и Большая Конюшенная улица (12%)", — отмечает Анна Лапченко.
В течение двух последних лет часть брендов этого уровня переехала с Большой Конюшенной на Старо–Невский.
За Louis Vuitton и Chanel последовали Christian Dior и ряд новых брендов (Escada, Bvlgari, Lise Charmel, Wolford, LENA). Однако спустя короткий срок на освободившихся площадях на Большой Конюшенной улице открылись магазины брендов сопоставимого уровня, например Brunello Cochinelli, Lorena Antoniazzi и Herno, уточняет Анна Лапченко.
Невский проспект традиционно входит в число самых дорогих улиц Петербурга по ставкам аренды. Однако на "старом" Невском аренда дешевле, чем на "основном". Так, во II квартале 2019–го ставки аренды составили 8,5–13 тыс. рублей за 1 м2 на Невском и 3–6 тыс. за "квадрат" на Старо–Невском, подсчитали в JLL.
Основные luxury–ретейлеры, управляющие магазинами на Старо–Невском проспекте, решили продвигать его как основную бутиковую улицу города. Как сообщали СМИ, они подали заявку на регистрацию АНО "Староневский", которая будет повышать привлекательность этого района для шопинга. В числе участников называли главного спонсора проекта — Babochka Group (бренды Brioni, Giorgio Armani, Valentino и др.), а также Bvlgari, Dior, Fendi, Escada и других. "Наибольший интерес к участию в проекте — объективно у крупнейших операторов сегмента luxury", — говорит генеральный директор агентства "Infoline–Аналитика" Михаил Бурмистров.
По его оценке, потенциал роста продаж в рамках tax free пока меньше 10%. После широкого вовлечения ретейлеров в проект и расширения географии до России в целом "продажи в 2022 году могут составить до 0,5% оборота непродовольственного ретейла, то есть превысят 100 млрд". При этом основной фокус сохранится на товарах сегмента luxury и продукции международных брендов, а лидерами среди стран по объемам покупок будут Китай, Корея и Германия, полагает эксперт.
Светлана Афонина
“
Во многом характер проекта tax free в России определили его параметры: возмещению НДС подлежат товары стоимостью от 10 тыс. рублей каждый. Очевидно, это прежде всего то, что может заинтересовать иностранного туриста: ювелирные украшения, часы, меховые изделия. Средний чек в рамках tax free, по данным Минпромторга, превышает 100 тыс. рублей. Многие ли магазины или бренды предлагают товары такой ценовой категории? Вот, собственно, этим кругом участников проект и ограничивается. И еще территорией. Аналогичные программы широко используются во многих европейских странах. В том числе в Финляндии, только с ограничением: покупка при вывозе должна быть не использована и запечатана. Зато минимальная стоимость товаров, по которой можно вернуть налог, очень демократична и составляет всего 40 евро.
Алексей Калачев
эксперт–аналитик АО "ФИНАМ"
“
С февраля 2019 года к системе tax free подключилось 47 арендаторов "Галереи" — это более 30% арендной площади ТРЦ. В программе участвуют магазины с ассортиментом как среднего, так и высокого ценового сегмента. Самая популярная категория — "одежда" — насчитывает более 35 крупных международных брендов, в числе которых магазины сети Inditex, Uniqlo, Mango. Помимо того, к системе tax free в ТРЦ подключены магазины электроники, в их числе сети "М.Видео" и Re:Store. Косметика представлена такими крупными сетями, как "Л’Этуаль" и "Рив Гош", детский сегмент дополнил магазин LEGO.
Дмитрий Зубков
генеральный директор ТЦ "Галерея"
В контексте
Полвека назад система tax free была придумана, чтобы поддержать торговцев товарами широкого потребления. Но в России это почему–то превратилось в адресную поддержку магазинов роскоши, которые кризис почувствовали меньше всего.
Первая система tax free появилась в Швеции еще в 60–е годы прошлого столетия. Задача была стимулировать за счет приезжих иностранцев продажи товаров широкого потребления. Именно широкого — и это важный нюанс! Даже сейчас минимальный чек там один из самых низких в Европе, всего лишь 200 крон (меньше 20 евро).
Сегодня отсутствие платежеспособного спроса — едва ли не главная боль российской экономики. Даже в Петербурге в этом году рост оборота розничной торговли не превысил и 1%, это в разы ниже инфляции. По сути, весь ретейл стагнирует, мечтая о новых стимулах к росту. Но что получили в начале года предприниматели? Рост НДС с 18 до 20% на фоне профицитного бюджета. Теперь чиновники пожимают плечами: мол, ну и чего вы боялись? Инфляция не выросла, никто не умер. А между тем это одна из причин, почему экономика оказалась на грани рецессии.
Кто вместо этого получает поддержку? Как ни странно, сегмент luxury. Минимальный чек по программе tax free в России выставили на уровне 10 тыс. рублей — или 140 евро, что сопоставимо с нормами Франции или Италии, облюбованных туристами с набитыми кошельками. И это притом, что сегмент роскоши в России явно не бедствует. По оценкам Fashion Consulting Group (FCG), в 2018 году продажи люксовых модных брендов выросли на 5%, до 248 млрд рублей.
Конечно, поддерживать туристический спрос нужно. И неплохо, что основные клиенты системы — китайцы, которые скупают здесь предметы роскоши, привезенные из Европы (чем–то похоже на феномен "белорусских креветок"). Еще круче это выглядит на фоне огромного рынка серого китайского туризма, который деньги в России вообще не оставляет. Получается, хоть в каких–то сферах китайцев можно заставить жить по закону, а не по собственным представлениям. Вернуть им НДС — не самая большая печаль, если все остальные налоги заплачены.
Понятно и то, что это был эксперимент. Хочется верить — взглянув на реальные цифры и выслушав предложения бизнеса, в высоких кабинетах скорректируют программу. И тогда в ней смогут принимать участие больше бизнесменов средней руки, а не только и без того богатые торговцы роскошью. Главное, чтобы при этом пристрастившиеся к tax free китайские умельцы не научились возвращать НДС даже по неоплаченным товарам. А то ведь и такое почему–то легко себе представить.
Георгий Вермишев