Кустарное крылатое. В Кировском районе появился спорный арт-объект

Автор фото: Вадим Кузьмицкий
На российско-сирийских крыльях с улицы Маршала Казакова пока никто никуда не улетел.

На открытии нового граффити в Кировском районе спикер ЗакСа Вячеслав Макаров назвал рисунок "легализованным". Однако в Смольном его таковым не признают.

Спорный арт–объект — "интерактивный рисунок "Союзные крылья" — был открыт на стене трансформаторной подстанции на ул. Маршала Казакова, 13, лит. Б. Это во дворе у пересечения ул. Казакова с пр. Маршала Жукова. На самой будке висит адресная табличка с ошибкой: там написано "проспект Маршала Казакова", а не "улица", как должно быть.
В этом дворе расположена администрация муниципального округа "Красненькая речка", депутатом которого избиралась Валентина Матвиенко, чтобы попасть в Совет федерации. Кроме того, как рассказывал "ДП", "Красненькая речка" — один из немногих муниципалитетов в Кировском районе, который ориентирован не на главу района, а на Вячеслава Макарова.
Территория МО сравнительно небольшая, но концентрация арт–объектов высока. В этом же дворе, на другой трансформаторной будке (по адресу: пр. Маршала Жукова, 20, лит. Б) нанесено граффити с Петропавловской крепостью. А на стене у общественной приемной депутата ЗакСаДениса Четырбока наличествует граффити с невской панорамой и алыми парусами.
Новое граффити являет собой два птичьих (или ангельских) крыла, одно цвета российского флага, другое — сирийского, между которыми можно встать и сфотографироваться. По официальному сообщению Законодательного собрания, граффити "символизирует особую роль России в установлении мира на территории Сирийской Арабской Республики". Открытие приурочили к 25–летию ЗакСа.
"Мы открываем не просто "легализованные граффити". Мы открываем знак дружбы между народами России и Сирии", — приводят слова присутствовавшего на церемонии открытия Вячеслава Макарова на сайте ЗакСа. Там же отмечается, что акция "стала возможной благодаря принятому депутатами в первом чтении законопроекту, который позволит в Петербурге наносить граффити на законных основаниях".
Как именно принятие в первом чтении этого рамочного законопроекта (подробнее о нем см. в "ДП" от 28 февраля, "Распишитесь на заборе") позволило легализовать граффити, осталось неясным. Комментарии Вячеслава Макарова оперативно получить не удалось. В пресс–службе городского парламента сказали "ДП", что запрос передан в Управление внешних связей ЗакСа.
С точки зрения исполнительной власти, размещение граффити на фасадах в Петербурге ныне регламентируется постановлением городского правительства "О правилах по благоустройству территории Санкт–Петербурга…". По этим правилам должен быть выполнен проект благоустройства фасада (проще говоря, проект будущей росписи). Его необходимо согласовать с комитетом по градостроительству и архитектуре на предмет соответствия нормативам и облику города. Но в КГА дипломатично сообщили "ДП", что в комитете "нет информации по данному граффити". В свою очередь, врио замглавы администрации Кировского района Лидия Кузьмицкая проинформировала "ДП", что и в районную администрацию никаких заявлений на согласование граффити не поступало. Администрация обратилась за разъяснениями в КГА, а также в ПАО "Ленэнерго", в ведении которого находится подстанция.

Трансформаторы не против

Денис Четырбок, автор упомянутого выше законопроекта об упрощенном согласовании граффити, также присутствовал на церемонии открытия "Союзных крыльев". Он сказал "ДП", что, с его точки зрения, к граффити не должны применяться те же требования, что и к монументальной росписи, поскольку это совсем разные явления. Законопроект, в частности, предполагает либерализацию размещения граффити на трансформаторных будках (редко такие рисунки бывают больше по размеру, чем сама будка, обратил внимание Четырбок). Парламентарий признает, что ныне в городе возникает много конфликтных ситуаций с такого рода работами, потому что не ясно, кто должен брать на себя ответственность и принимать окончательное решение, оставлять их или нет: районные администрации, КГА или коммунальщики. Последние, случается, уже приезжают закрашивать работу, но в последний момент им становится жаль губить искусство, и они уезжают. Так некоторые полотна сохраняются годами.
Достичь взаимопонимания с КГА пока не удается, признает Денис Четырбок. Но позиция комитета — не истина в последней инстанции, полагает парламентарий. "Самое главное, что против размещения граффити на трансформаторах не возражают собственники этих сооружений: "Ростелеком", "Россети" и другие. Благодаря такой их позиции, благодаря тому, что они дают хоть какие–то правовые основания, у нас есть такие замечательные граффити, как Данила Багров (у площади Александра Невского. — Ред.)", — сказал Денис Четырбок.
Отметим, впрочем, что и монументальные росписи во весь брандмауэр также бывает нелегко согласовать в нынешних условиях (действующие правила благоустройства запрещают размещать их на фасадах, выходящих на уличный фронт).
Впрочем, и им иногда удается выживать, что показывает практика еще одного муниципалитета, который связывают с могущественным спикером ЗакСа, МО "Округ Петровский" (на Петроградской стороне). Там роспись на тему космонавтики на доме на Пионерской ул., 22, пережила даже случившийся в 2017 году капитальный ремонт. В фонде капремонта не смогли пояснить, как именно это произошло.