Седьмой востребованный. В Петербурге заложили минный тральщик проекта 12700

Автор фото: Интерпресс
Корабль противоминной обороны проекта 12700 может пойти на экспорт

Для Военно–морского флота готовится целая линейка этих кораблей, но сколько их будет в серии — пока неизвестно.

На Средне–Невском судостроительном заводе (СНСЗ) прошла церемония закладки очередного корабля противоминной обороны (ПМО) проекта 12700, шифр "Александрит". Ему присвоили имя вице–адмирала Анатолия Шлемова, заслуженного кораблестроителя. Этот инженер принимал участие в строительстве и испытаниях лодок третьего поколения проектов 941 "Акула", 949 и 494А "Антей", 971 "Барс" и других надводных кораблей. Сумма контракта с министерством обороны и сроки его исполнения не называются.

По два в год

"Анатолий Шлемов" стал седьмым в линейке тральщиков, заложенных на стапелях предприятия. По словам генерального директора СНСЗ Владимира Середохо, пока трудно сказать, сколько всего кораблей ПМО будет построено по государственной программе вооружений, но предприятие готово выпускать по два тральщика в год.
В мае этого года судостроительная верфь спустила на воду четвертый в линейке проекта 12700 тральщик "Владимир Емельянов". Головной корабль серии "Александр Обухов" был передан ВМФ РФ в 2016 году. В конце 2018 года СНСЗ передал заказчику второй (первый серийный) корабль проекта 12700 — морской тральщик "Иван Антонов". Кроме того, сейчас на заводе строится еще два военных судна — "Георгий Курбатов" и "Яков Баляев".
Планируется, что корабли данного проекта должны стать основой минно–тральных сил ВМФ России. Ранее говорилось о том, что СНСЗ до 2025 года должен передать ВМФ еще минимум 11 кораблей этой серии.
"Расконтровка оборонного заказа происходит раз в 3 года, сейчас у нас есть договоренности о строительстве только этих семи кораблей", — заметил Владимир Середохо.
При строительстве кораблей проекта шифра "Александрит", разработанных Центральным морским конструкторским бюро "Алмаз", применяются российские технологии, не имеющие аналогов в судостроении. Так, корабли имеют самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика, сформированного методом вакуумной инфузии. Масса такого корпуса значительно ниже по сравнению с металлическим, и он обладает высокой прочностью. Водоизмещение корабля — около 890 т, длина корпуса — 62 м, ширина — 10 м. Экипаж составляет 44 человека.

Вне опасных зон

Вице–премьер РФ по вопросам оборонно–промышленного комплекса Юрий Борисов отметил, что это один из самых востребованных типов кораблей для ВМФ. "Он обладает самыми лучшими техническими характеристиками и превосходит по ним аналогичные корабли наших противников", — добавил он.
Тральщики способны находить морские мины как в воде, так и в морском грунте. При этом кораблю не нужно входить в опасную зону. Поиск ведется дистанционно, в том числе с помощью безэкипажного противоминного катера и роботизированных подводных аппаратов.
Также Юрий Борисов заметил, что сейчас оборонный комплекс страны достиг нужного порога насыщения вооружением, и первоочередной задачей для заводов на ближайшие годы станет диверсификация производства и увеличение доли гражданских заказов.
"Ритмичная работа по сдаче тральщиков этой серии показывает, что мы можем делать корабли в срок и в рамках заложенного бюджета. Это не осталось незамеченным для наших зарубежных партнеров по военному сотрудничеству. Если программа государственного оборонного заказа будет пересмотрена, то этот корабль ждут иностранные заказчики", — сказал президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов.
По сведениям "ДП", в церемонии закладки "Анатолия Шлемова" на СНСЗ должна была принять участие делегация из Индии, которая работала на Военно–морском салоне, одновременно проходившем в Петербурге. Но в последний момент эти планы были пересмотрены.
Как заявил врио губернатора Петербурга Александр Беглов, город окажет содействие судостроительным предприятиям в увеличении доли выпуска гражданской продукции. Градоначальник рассчитывает, что она будет доведена до 50% к 2030 году.