Закат "Авроры". Совладелец автоцентра Дмитрий Геворков просит о банкротстве

Автор фото: Архив "ДП"
Бенефициар когда–то крупнейшего автомобильного дилера марки KIA в Петербурге — группы "Аврора" — Дмитрий Геворков обратился в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти с заявлением о своей несостоятельности.
Его обращение принято к производству, но рассмотрение обоснованности самого заявления пока отложено. Сумма задолженности к бизнесмену превышает 628,2 млн рублей. Она образовалась из–за кредитов, взятых группой компаний бизнесмена.
"Его личное банкротство обусловлено только поручительством по обязательствам автоцентра", — подтвердил "ДП" представитель заявителя, руководитель правового центра "Эверест"Сергей Большаков.
У Геворкова нет возможности рассчитаться с кредиторами в ходе реструктуризации — процедуры, которая предшествует признанию банкротом и продаже имущества на торгах. "Абсолютно точно нет, потому что объем обязательств перед банком составляет порядка 600 млн рублей, — и, как понятно, нужно быть миллиардером, чтобы такие деньги найти. Все даже небольшие деньги, которые были, уже были вложены", — уточнил его представитель.
Бизнесмен выступил поручителем по договорам своей компании с банком "Открытие": двум кредитным договорам и четырем договорам на овердрафт на предоставление кредитной линии. "Нам выдавали деньги, мы продавали автомобили, эти деньги оседали в банке, банк после получения денег выдавал ПТС, мы отдавали эти автомобили клиенту. Дальше приобретались новые автомобили", — поясняет схему Большаков. На тот момент "Аврора" была крупнейшим дилером марки KIA, которая продавалась в четырех автосалонах: на Кубинской, Софийской, Стартовой ул. и на пр. Непокоренных.
По словам юриста, проблемы компании начались, когда в декабре 2017 года банк выставил для списания в безакцептном порядке всю сумму задолженности по кредитам, вследствие чего компания не смогла вести операционную деятельность. В залоге у кредитной организации было около 100 автомобилей KIA, однако банк отказался получить погашение долга ими, говорит Большаков.
На данный момент деятельность группы компаний прекращена, юридические лица признаны банкротами, утверждены конкурсные управляющие, которые оценят и продадут оставшиеся активы. Кроме машин это также здание автоцентра на Кубинской ул. (остальные три были в аренде).
В частности, в феврале этого года Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленобласти признал банкротом и открыл конкурсное производство в отношении ООО "Автоцентр Аврора СПб". Такое решение в декабре 2018 года приняли на собрании кредиторы, которые, собственно, и обратились с этим ходатайством в арбитраж.
Самым крупным кредитором автодилера является ПАО "Национальный банк "Траст" (правопреемник банка "Открытие"), размер требований которого составляет 611,6 млн рублей. Задолженность образовалась из–за невозврата кредитов, взятых в финансовом учреждении. Требование банка арбитраж признал обоснованным и включил его в реестр кредиторов.
В январе этого года в дело о несостоятельности вступил второй крупный кредитор — ООО "ЗЭТ". Он предъявил автодилеру требование на 148,48 млн рублей. Основанием для взыскания, как следует из картотеки арбитражных дел, стал договор об инвестиционной деятельности, заключенный между истцом и ответчиком в декабре 2016 года. Требование ЗЭТ также включено в реестр кредиторов.
В числе кредиторов автоцентра указана также Федеральная налоговая служба с требованием 45,6 тыс. рублей.
Кроме того, согласно отчету временного управляющего на декабрь 2018 года, в третью очередь реестра включены требования восьми кредиторов на общую сумму 43,7 млн рублей (скорее всего, это покупатели, которые заплатили деньги за автомобили, но не получили их).
За последние годы стали несостоятельными или перешли в стадию ликвидации несколько петербургских дилеров. В их числе автохолдинг "РРТ"Олега Барабанова, причем вслед за банкротством компании последовало личное банкротство ее бенефициара. Как сообщал "ДП", тогда в ходе конкурсного производства в отношении юрлица было продано имущество холдинга примерно на 5 млрд (земля, автоцентры и другое). Сумма долга самого бизнесмена перед 23 кредиторами превышала 14,2 млрд рублей. Весной 2017 года арбитраж утвердил мировое соглашение между сторонами. Согласно документу, кредиторы простили бизнесмену 99,76% долга, то есть они получат всего 34 млн рублей. На данный момент он вернулся в автобизнес.
По схожему пути шли и другие дилеры. Волна банкротств на авторынке Петербурга началась в 2015 году. Помимо РРТ процесс несостоятельности начался в отношении группы компаний "Лаура", СТК, "БалтАвтотрейда", "Радуги–авто" и других. Аналитики пока не ожидают существенного оживления на рынке продаж новых автомобилей.
Зачастую бизнесмен не хочет ждать инициирования процедуры банкротства со стороны кредиторов ввиду того, что ими будет назначен "свой" финансовый управляющий. По закону управляющий нейтрален, но в спорных моментах он берет сторону своего нанимателя. Другая причина — должник не хочет доводить дело до суда, когда взыскание долга будет осуществляться в рамках исполнительного производства. В таком случае его имущество будет продаваться бесконтрольно и по низкой цене. Количество процедур банкротств растет с каждым годом.
Юлия Комбарова
гендиректор Юридического бюро №1
В последние 3–5 лет автоцентры не зарабатывают на новых машинах практически ничего, маржинальность бизнеса держится на показателе 0–4%. Неплохо получается зарабатывать на подержанных, где маржа 10% минимум. Если раньше соотношение продаж б / у и новых машин было 0,5 / 1, то сейчас — 1 / 1 или даже выше. Покупатели откладывают покупку до лучших времен — которые, возможно, никогда не настанут — или выбирают подержанное авто. Фактически либо работаешь, как "Рольф", на объеме и быстро оборачиваешь деньги, либо, как маленький дилер, продаешь свои 15 машин в месяц и сидишь, ждешь клиента.
Михаил Чаплыгин
гендиректор аналитического агентства "Auto–Dealer–СПб"