Памятники пойдут с молотка в августе. Семь объектов выставят на торги по программе "памятник за рубль"

Автор фото: архив «ДП»
Особняк– контора Колобовых на Большой Зелениной ул., 43а, лит. Б.

В конце лета город проведет первые торги по программе "памятник за 1 рубль". Смольный уже сформировал список из семи объектов, охраняемых КГИОП и находящихся в неудовлетворительном состоянии.

"Аукционы мы назначим в июле, а пройдут они в конце августа — начале сентября", — говорит Ольга Ворохобина, начальник Управления приватизации и арендных отношений СПб ГКУ "Имущество Санкт–Петербурга". Такая схема передачи аварийных зданий обсуждается уже почти 4 года, но откладывалась из–за законодательных препон. В прошлом году в городской закон внесены все необходимые для ее реализации поправки.
Первыми в очереди оказались особняк–контора Колобовых на Большой Зелениной ул., 43а, лит. Б, дом Челищева на Вознесенском пр., 36, и Александровские ворота Охтинских пороховых заводов на ул. Химиков, 20.
По условиям программы "памятники за 1 рубль" арендатор здания обязуется восстановить его под контролем КГИОП. На проектирование и реставрацию дают 7 лет. После ввода объекта в эксплуатацию бизнес на 49 лет получит право льготной арендной платы. При нарушении сроков контракт с инвестором могут расторгнуть.
В программу также включены павильон "Царский вокзал" в Пушкине, оранжерея в Петергофе, дом Змигродского и дача Кочкина в Сестрорецке. Памятники были отобраны на совместном совещании с участием специалистов профильных комитетов: КГИОП, комитета по инвестициям, Фонда имущества и других структур.
"Для каждого объекта из списка сформирован индивидуальный план мероприятий для вовлечения в хозяйственный оборот. Он создан исходя из особенностей зданий", — говорят в КИО. Здание особняка–конторы Колобовых построено в 1913–1914 годах по проекту архитектора Николая Романченко, в его залах хранилась раритетная коллекция книг промышленника, который был большим почитателем литературы. Дом Челищева планируется отдать на условиях размещения в нем трехзвездочной гостиницы. Но для начала инвестор должен будет провести работы по восстановлению памятника. Александровские ворота Охтинских пороховых заводов внесены в реестр памятников лишь 3 года назад. В свое время они были символом возрождения после взрыва Охтинского завода, а в середине XIX века их стали использовать для сигнальных целей. "Царский вокзал" был построен в 1895–1896 годах для приема императорских поездов. Здание не эксплуатируется с 1970–х годов и находится в плачевном состоянии. Осенью прошлого года оно было законсервировано в ожидании инвесторов.
По мнению председателя КГИОП Сергея Макарова, это эффективный механизм спасения объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии. Аналогичная программа в Москве позволила приспособить уже два десятка памятников. "Конечно, окупиться проект может, но речи о высокой прибыльности не идет, и здесь важна позиция бизнеса", — считают в Смольном. "Естественно, все понимают, что "1 рублем" при реставрации памятника не отделаешься. Это тяжелые и достаточно большие инвестиции в проект, который практически невозможно окупить на рыночных условиях, особенно сейчас. Поэтому в подобные истории входят те, кто заинтересован в реализации имиджевого проекта, улучшении кармы и налаживании взаимодействия с городскими властями", — полагает Владимир Гаврильчук, генеральный директор АН "Адвекс".
Потенциальные инвесторы с настороженностью относятся к программе. "У города плохая кредитная история в плане доверия. Ни один девелопер в здравом уме не будет связываться с городскими программами, так как это непредсказуемо с точки зрения реализации", — заявил Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank Saint–Petersburg.
"Необходимо понимать, как город намерен гарантировать инвестору дальнейшее невмешательство в проект", — добавляет Дмитрий Некрестьянов, руководитель практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро "Качкин и партнеры".
"Объемы затрат катастрофически высоки, обязательства на старте неясны, а приспособить памятники можно под очень ограниченные функции. Экономика не сходится. И велики риски того, что в любой момент проект может кому–то не понравиться и просто будет остановлен. Даже наличие всех разрешительных документов сейчас не дает 100%–ных гарантий инвестору", — поддержал коллег Эдуард Тиктинский, президент группы RBI.