Отдых на природе с элементами гламура. В Карелии открылась база отдыха с шатрами на берегу озера

Автор фото: Архив "ДП"
Владельцы глэмпинга Hygge Camp Мария и Дмитрий Баталовы выбрали бизнес для души. Оба предпочли уютную жизнь на лоне природы городской суете и вечной спешке.

Супруги Мария и Дмитрий Баталовы, применив опыт работы в сети веревочных парков Norway Park, открыли базу отдыха в Карелии — кемпинг–отель. Гости, приезжающие сюда, живут в оборудованных шатрах на берегу озера: палатки, спальники и прочие атрибуты туриста тут не нужны.

Прежде чем открыть свое дело, Мария Баталова 8 лет проработала в "Норвежском парке", сменив за это время четыре должности. "Я начинала как инструктор, а уходила из компании с должности заместителя генерального директора сети парков, — поясняет девушка. — На этом посту я продавала франшизы, контролировала работу головной компании и филиалов, разбиралась в документации — в общем, накопила достаточно опыта. При создании собственного бизнеса больше всего мне пригодились знания в сфере управления и бюджетирования проектов, организации логистики, маркетинга, а также опыт работы с бензопилой и умение говорить по–английски".
Супруг Марии — инженер по образованию — также начинал карьеру с должности инструктора, но после перешел в строительное подразделение компании. Обладая взаимодополняющими компетенциями, они решили запустить собственное дело и открыли глэмпинг, то есть кемпинг с условиями проживания как в отеле.

Кровать и хрустящие простыни

"Если вы мечтаете о тишине и уединении природы, но мысль о выживании в палатке вас пугает, то глэмпинг — то, что нужно, — смеется Мария. — Шатры оборудованы мебелью, гости спят на белых хрустящих простынях, на завтрак мы подаем свежий кофе".
Название "Хюгге" было выбрано неслучайно. Это слово стало популярным после выхода одноименного бестселлера про скандинавскую философию уюта. "Это самое обычное слово для Скандинавии, которое означает состояние уюта и комфорта", — объясняет Дмитрий.
Стартовый капитал составил 2 млн рублей. Это личные средства основателей проекта. Изначально планировалось, что к Hygge Camp присоединится инвестор, однако предпринимателям пришлось отказаться от его денег.
"В самый последний момент из–за проблем с проектом освоения земли и отсутствия некоторых согласований нам пришлось за неделю переместить глэмпинг с Симагинского озера в Ленобласти в Лахденпохский район Карелии, — поясняет Мария. — Мы долго ждали договора аренды и одобрения инвестора, но в итоге ничто из этого не пригодилось. Мы просто потеряли время и деньги и вынуждены были открываться в сжатые сроки совсем в другом месте".
Через месяц после переезда выяснилось, что по соседству открывается еще один кемпинг–отель. "Мы сразу приготовились к путанице и придумали, как отвечать на вопрос, почему мы все тут собрались, — говорит Дмитрий. — Сейчас на глэмпинги такой спрос, что, даже если поставить 1000 шатров, все будет забито. Отношения с конкурентами у нас хорошие: решили, что будем друг другу помогать".
Общий объем вложений в Hygge Camp в итоге составит 7 млн рублей: на второй год работы глэмпинг расширится, к шатрам для гостей добавятся новые типы размещения. Средний чек составляет 7 тыс. рублей с гостя. "Мы рассчитываем окупить проект за 1,5 сезона, — поясняет Мария. — Бронировать шатры начали практически сразу после того, как мы объявили об открытии. Поэтому рассчитываем, что выйдем на оборот миллион рублей за полсезона".
Пока продвижением кемпинг–отеля занимается Мария, она же встречает гостей и управляет бронированием шатров. Первых клиентов привлек новый формат отдыха, живописные места вокруг и цены — чтобы заинтересовать клиентов, предприниматели вначале демпинговали, лишь потом они подняли стоимость проживания до среднерыночной величины.

Рай в шалаше

Землю Hygge Camp арендует у собственника. На открытие глэмпинга Марию вдохновила статья в норвежском журнале Fri flytt (она хорошо знает норвежский). "Там говорилось про экоотель на островах с размещением в юртах. Сначала я была уверена, что все это очень дорого, но позже мы с супругом начали ездить по экоотелям, подмечали плюсы и минусы. Больше всего нас вдохновил глэмпинг Soul Camp. Его посещение стало для нас отправной точкой. Мы поняли, что не обязательно прокладывать дорогу, рыть канализацию и ставить ветряки, как в Норвегии. Все можно сделать гораздо проще", — рассказывает Мария.
Глэмпинг, как правило, находится вдали от города и предполагает необычное размещение — в типи, юртах, геокуполах, сафари–тентах или шатрах. В России около 50 подобных комфортных кемпингов. Глэмпингов формата Hygge Camp около 10. "Наша целевая аудитория — это молодежь, семьи с детьми, активные пользователи соцсетей. Но в первый сезон это, конечно, люди из наших ближайших социальных кругов — туристы, выпускники географического факультета и друзья друзей".
Бизнес сезонный, спрос на глэмпинги начинается в мае и заканчивается в октябре. На количество бронирований влияет погода — чем солнечнее и теплее, тем больше гостей. "Несмотря на новизну самого формата, в нашей стране некоторые глэмпинги существуют уже несколько лет. Оценивая их загрузку, можно сказать, что тренд точно будет развиваться дальше, — говорит Алексей Теплов, директор по маркетингу OneTwoTrip. — Больше всего известных глэмпингов находится в Ленинградской области: Hills & Huts, Shanti Home, Boho Camp, пикник–парк "ЛесОк". Есть "Зеленая тропа" в Тульской области, "Лес и море" в Тверской области и на Алтае, где также находится "Чепош Парк". Ретритный центр "Горная обитель" расположен в Крыму, RussiaDiscovery — на Кольском полуострове и в Хабаровском крае".
"В России размещение в палатках с повышенной комфортностью вряд ли взорвет рынок и выведет внутренний туризм на качественно новый уровень, но толчок для отдыха внутри страны новые условия могут придать вполне. Краснодарский край, Крым, летом Байкал и Карелия — наличие глэмпингов в этих регионах упростит проблему выбора места отдыха и иностранным туристам", — говорит Светлана Линтварева, заместитель генерального директора Motive agency&production.