Долгострой в долг. Смольный и "Метрострой" продолжают разбирательство в судах

Автор фото: Сергей Коньков

Смольный и "Метрострой" продолжают разбирательство в судах, несмотря на формальное восстановление отношений. На этот раз компания, как следует из картотеки арбитражных дел, сумела добиться от комитета по строительству оплаты работ по достройке стадиона на Крестовском острове.

Размер претензий, которые подрядчик выставил Смольному, — 1,183 млрд рублей. Однако в материалах арбитражного суда СПб и ЛО, который вынес решение еще 20 июня, нет даже резолютивной части, не говоря уж о документе с мотивировочной частью. Поэтому точный размер присуженных подрядчику денег неизвестен, как и конкретные работы, за которые "Метрострой" требовал деньги. Источники "ДП" неофициально сообщают, что суд взыскал с чиновников более 500 млн рублей за дополнительные работы.
В арбитражном суде, на изготовление решений которому закон отводит 5 дней, объяснили эту ситуацию большой загруженностью судьи Сергея Нестерова, рассматривавшего данный спор. В пресс–службах "Метростроя" и комитета по строительству отказались ответить на вопросы газеты, предложив подождать до официального опубликования полного текста решения арбитражного суда по этому делу.
Такие ситуации, когда вопрос об оплате сверх оговоренной в госконтракте суммы разрешается в суде, нередки в сфере госзаказа. Дело в том, что ранее любые строительные работы могли быть оплачены только в том размере, какой указан в госконтракте. Если же ситуация менялась и подрядчик был вынужден провести дополнительные работы, то получить деньги он мог только через суд. Механизма выплат из бюджета по таким ситуациям не было.
Параллельно с иском строителей подземки к Смольному арбитражный суд рассматривает три иска комитета по строительству к самому "Метрострою", повод к которым дали все те же контракты на стадион. Заявления чиновников были поданы одновременно — 20 июля 2018 года. В совокупности с подрядчика просят взыскать более 2,3 млрд рублей. Эти суммы складываются из непогашенных авансов, выданных заказчиком подрядной организации, и процентов за пользование чужими средствами.
Смольный призвал "Метрострой" фактически для спасения долгостроя после разрыва контракта с прежним подрядчиком стадиона — "Инжтрансстроем–СПб". В конце августа 2016 года "Метрострой" получил контракты суммарно на 10,81 млрд рублей.
Завершить стройку нужно было за 4 месяца — к декабрю 2016 года, при этом, как утверждал метростроитель, стадион он получил со значительными недоделками, дефектами и ошибками в проектной документации. Чтобы успеть выполнить контракты в срок, "Метрострой" в 5 раз увеличил количество рабочих, а также за свой счет корректировал проект. Как писал "ДП", кредиторская задолженность предприятия выросла в 4 раза против результата 2015 года — до 28,3 млрд рублей.
К этому добавилось и внезапное сокращение контракта по строительству трех станций фиолетовой ветки метрополитена (Фрунзенский радиус) — с 35 млрд до 26 млрд рублей. В итоге все это сказалось на непростом финансовом положении компании и на сроках строительства метро. В конце прошлого года налоговая инспекция нашла у "Метростроя" нарушений почти на 800 млн рублей и заблокировала счета, в результате чего работникам стали задерживать зарплату. Компания чуть не лишилась трех из четырех контрактов на строительство подземки, но компромисс с властями найти все же удалось.
Одновременно Смольный судится с предыдущим подрядчиком, контракт с которым расторг по собственной инициативе после того, как "Инжтрансстрой" приостановил работы. Обе стороны обратились с исками в арбитраж.