Дом для машины. Паркинги в жилье массового спроса со временем превращаются в низколиквидные активы

Автор фото: Сергей Коньков

А в премиальном сегменте их мало.

Минимальное количество парковочных мест в новостройках Петербурга регламентируется местным законодательством. Застройщики обязаны обеспечить одно машино–место на каждые 80 м2 жилья. Это могут быть подземные, заглубленные, наземные многоуровневые, механизированные паркинги.
"Застройщики в крупных проектах помимо размещения машино–мест на прилегающей территории стараются строить крытые парковки. В последнее время на смену подземным паркингам приходят многоуровневые отдельно стоящие парковки", — говорит Дмитрий Ефремов, руководитель аналитического центра "Главстрой Санкт–Петербург".
Из–за низкой востребованности на старте проекта девелоперы чаще всего делают выбор в пользу встроенно–пристроенных паркингов. Себестоимость строительства такого паркинга ниже, чем подземного, который требует затрат на фундаментные работы. Грамотная планировка проекта позволяет эксплуатировать кровлю встроенно–пристроенного паркинга, разместив на ней зоны отдыха, детские и спортплощадки.

Классовые неровности

Спрос на парковочные места напрямую зависит от класса объекта. "Большинство покупателей квартир масс–маркет, особенно привлекающих ипотеку, считают приобретение места в паркинге нецелесообразным. За 300–500 тыс. рублей клиент предпочтет квартиру большей площади. Поэтому закономерно, что в массовом сегменте предложение по паркингам превышает спрос. Хотя часть покупателей возвращается к решению данного вопроса после заселения", — комментирует Екатерина Пчелкина, начальник отдела маркетинга РСТИ.
Многие девелоперы начинают реализовывать парковочные места ближе к концу строительства, когда покупатели уже осознали необходимость приобретения места. "Продажи растягиваются и после завершения объекта. Так, на этапе строительства мы реализуем 70–75% от общего количества машино–мест", — поясняет Ольга Ульянова, директор департамента рекламы и маркетинга ГК "Полис Групп".
"Если речь идет о покупателях студий и однокомнатных квартир, то у них просто нет денег на паркинг. А часть клиентов не хочет обременять себя низколиквидной недвижимостью, которую при переезде будет тяжело продать. В домах класса "стандарт", где преобладают студии и однушки, покупателей парковочных мест просто нет", — добавляет Елена Гутман, начальник управления маркетинга и продаж ЗАО "БФА–Девелопмент".
Совсем другая ситуация в проектах бизнес– и премиум–класса. "В высоком сегменте клиенты гораздо более требовательны к своему комфорту и готовы покупать места для авто. Более того, они хотят подниматься из паркинга на лифте до своего этажа, иметь дополнительные места хранения, а покупателям элитного жилья и вовсе требуется больше одного машино–места на семью. К моменту сдачи дома, как правило, все места уже выкуплены, поэтому девелопер может позволить себе строительство даже подземного гаража", — уточняет Екатерина Пчелкина.

Цена покоя

Стоимость парковки зависит от класса жилого комплекса, от размера машино–места, его расположения, типа, этажа, близости к выезду. "В последние 7–10 лет средняя стоимость места в паркингах жилых объектов массового спроса находится на неизменном уровне — около 800 тыс. рублей для города и 450–500 тыс. рублей для пригородных локаций. В июне средняя цена места в объектах бизнес–класса составила 1,98 млн рублей, а для элитного сегмента — 2,9 млн рублей", — говорит Ольга Трошева, руководитель консалтингового центра "Петербургская недвижимость".
"В наших проектах цены на парковочные места начинаются от 290 тыс. рублей при условии единовременной оплаты. Машино–места, как правило, покупают обладатели двухкомнатных и трехкомнатных квартир. Люди купили квартиру непосредственно для себя, и они хотят получить определенный уровень комфорта от постоянного проживания", — добавляет Ирина Соловьева, директор по продажам "Эталон ЛенСпецСМУ".
"Темпы продажи паркингов в сегменте бизнес и премиум идут гораздо активнее, там покупатели стремятся приобрести по несколько парковочных мест на одну квартиру", — свидетельствуют исследования КЦ "Петербургская недвижимость".
"Для обострения спроса и увеличения цены на паркинг застройщики реализуют в ЖК меньше машино–мест, чем должно быть согласно классу проекта", — выяснили аналитики "М2Маркет" (исследовал 30 проектов, обеспечивших 70% объема продаж паркингов за год). "Темпы продажи паркингов никак не соотносятся с темпами продажи жилья. Не понимаю тех застройщиков, которые открывают продажу машино–мест сразу после открытия продаж квартир. Нужно реализовывать паркинги через год после старта проекта. Как правило, в первые 2 месяца на отложенном спросе продается 20–30% от всего объема машино–мест. Если их недостаточно в жилом комплексе, то можно на старте продать и половину объема. Но потом этот показатель выравнивается, и продается пять–семь машино–мест в месяц. Такой темп сохраняется до ввода дома в эксплуатацию. Затем жильцы начинают делать ремонт, заселяются и покупают оставшиеся парковочные места, которые стоят уже дороже. Например, в ЖК Golden City машино–место продается сейчас по 900 тыс. рублей, а после ввода объекта в эксплуатацию будет стоить уже 1,2–1,5 млн рублей", — резюмирует Роман Строилов, директор по развитию, партнер "М2Маркет".
Мировые исследования в сфере урбанистики сегодня призывают к сокращению использования личных автомобилей на фоне развития общественного транспорта, каршеринга и велосипедизации. Между тем в Петербурге непрерывно ужесточаются требования ПЗЗ и нормативов градостроительного проектирования в части обеспеченности нового жилья машино–местами. За последние годы от застройщиков стали требовать выделять вдвое больше мест под парковки. Это приводит к обратному эффекту: стимуляции роста числа автомобилей, увеличению загруженности дорог вне зависимости от расположения рядом остановок общественного транспорта и метро. Вместе с тем нормативные пожарные и санитарные требования к парковкам таковы, что себестоимость паркинга, к примеру, в Германии нередко дешевле, чем в России. В нашей стране парковочное место часто стоит дороже самого автомобиля. Поэтому некоторые проекты теряют большую долю своей экономической привлекательности из–за высоких требований к числу парковок и к стоимости их реализации.
Александр Свинолобов
заместитель генерального директора ООО "Бонава Санкт–Петербург"
Наличие паркинга является обязательным условием для получения разрешения на строительство жилого дома вне зависимости от его класса. Количество машино–мест прописано в нормативах. Если оно им не соответствует, то невозможно получить разрешение на строительство. Для каждого объекта норматив свой. Паркинги различаются по комфорту: отопление, тип напольного покрытия, высота потолков, габариты мест, удобство въезда, наличие систем охраны и допсервисов, например розеток для подзарядки электромобилей, автомойки и т. д.
Надежда Калашникова
директор по развитию компании "Л1"
То количество парковочных мест, которое строится исходя из нормативов, по факту приходится продавать достаточно долго, они редко раскупаются до завершения строительства. Да и цена на машино–места по мере роста строительной готовности не поднимается. Для девелоперов это скорее обременение, чем источник дохода. Дело в том, что потребитель у нас не привык покупать парковочное место: многие предпочитают ставить машину на улице, во дворе, под окнами. Хотя это чревато и проблемами с безопасностью, и ухудшением эстетики среды.
Михаил Гущин
директор по маркетингу группы RBI