Интеллектуальная защита. "ДП" провел правовую конференцию IT/IP-2019

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

Споры в сфере защиты интеллектуальной собственности остаются одними из самых сложных, а любая ошибка может обойтись в миллионы рублей. Вопросы разрешения таких дел обсудили на уже традиционной правовой конференции "Делового Петербурга" — IT/IP-2019.

По оценкам иностранных экспертов, доля нематериальной собственности в активах бизнеса уже превышает 84%, тогда как в России она составляет всего 5%. В то же время ежегодно рассматриваются десятки тысяч судебных дел, а в качестве компенсации взыскиваются миллиарды рублей.
Большинство накопившихся вопросов 2 месяца назад разрешил Пленум Верховного суда России. Однако некоторые аспекты этих разъяснений непонятны даже самим служителям Фемиды.

Без вины виноватый

Гражданский кодекс РФ предусматривает жесткие санкции за нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе взыскание компенсаций в размере от 10 тыс. до 5 млн рублей или в двукратном размере стоимости контрафактного товара либо права использования. Причем за допущенные при осуществлении предпринимательской деятельности проступки ответственность наступает даже при отсутствии вины ответчика.
Директор юридической компании "Усков и партнеры" Вадим Усков отмечает, что, рассматривая такие споры, суд вынужден попасть между Сциллой и Харибдой. В частности, он вправе снизить размер компенсации даже ниже минимального размера, если одно действие нарушает права на несколько объектов либо несколько событий образуют единый процесс использования (например, воспроизведение произведения и последующее его распространение).
"Компенсация определяется за каждый объект самостоятельно, даже если они совпадают. Истцу необходимо обосновать соразмерность компенсации допущенному нарушению", — поясняет Вадим Усков.
В свою очередь, юрист компании "Городисский и партнеры" Дарья Щербакова указывает на возможности урегулирования споров до обращения в суд: "Это позволяет избежать затратной для сторон и длительной судебной процедуры, сохранить партнерские отношения и деловую репутацию. Действующий Гражданский кодекс РФ предусматривает обязательное соблюдение претензионного порядка до предъявления иска о возмещении убытков или выплате компенсации. Не требуется направлять претензию при рассмотрении спора о признании исключительного права, пресечении нарушений, об изъятии материального носителя и в ряде иных случаев, а также при рассмотрении дела в суде общей юрисдикции", — констатирует Дарья Щербакова.

Виртуальная зона

Быстрое развитие технологий порождает новые категории споров, не урегулированных законодательством. Так, юрисконсульт компании "ФБК Legal" Дарья Терещенко отмечает, что нарушением прав на товарный знак в сети интернет может признаваться не только размещение его на сайте в открытом виде, но и включение в мета-теги, HTML-код, шаблоны контекстной рекламы. Правда, порой такое размещение товарного знака осуществляется программой автоматически и не связано с умышленными действиями нарушителя.
"Незаконным признается указание бренда в качестве ключевых слов-шаблонов контекстной рекламы однородных товаров или услуг — в таком случае нарушителем осуществляется коммерческое его использование для целей рекламы. С другой стороны, если продукция приобретена у официального дилера, то размещение товарного знака на сайте является правомерным", — констатирует Дарья Терещенко.
По словам партнера юридической компании Claims Екатерины Проничевой, домен не является средством индивидуализации. "По общему правилу товарный знак имеет приоритет перед доменным именем, и его правообладатель вправе запретить использование сайта для продажи или продвижения конкретных товаров и услуг. А если домен зарегистрирован недобросовестно, то можно требовать аннулирования такой регистрации", — отмечает юрист.
При этом злоупотреблением признается регистрация домена для последующей продажи правообладателю товарного знака или его конкуренту с целью помешать им использовать спорное доменное имя, а также для введения потребителя в заблуждение. В то же время при отсутствии признаков недобросовестности суд может отказать в иске, если домен был зарегистрирован ранее даты приоритета товарного знака, а содержание сайта не вводит пользователей в заблуждение.
Судья Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти Андрей Евдошенко отмечает, что Пленум высшей инстанции не разъяснил вопрос использования в доменных именах фирменных наименований.
"Если домен зарегистрирован за индивидуальным предпринимателем, может ли правообладатель требовать прекращения его использования? Этот вопрос остается для нас открытым, мы уже направили в Верховный суд России соответствующий запрос", — заявил служитель Фемиды.

Честным быть выгодно

Старший юрист компании "Городисский и партнеры" Ярослава Горбунова напоминает, что правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом любым не противоречащим закону способом.
"В частности, право использования товарного знака может предоставляться в составе комплекса прав по договору коммерческой концессии (франчайзинга). В предмет такой концессии можно включить и право использовать коммерческое обозначение, секреты производства (ноу-хау), авторские права и патенты, программы и базы данных, а также деловую репутацию и коммерческий опыт правообладателя. Статистика Роспатента по регистрации распоряжения правом свидетельствует, что самый популярный вид договоров — лицензии и франчайзинг. Общее их число в год вдвое превышает договоры об отчуждении прав и залоги, вместе взятые", — поясняет эксперт.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) следит за соблюдением законодательства о рекламе. В том числе пресекает попытки недобросовестной конкуренции, когда один из участников рынка пытается противопоставить себя другим. Так, по словам руководителя петербургского управления ФАС Вадима Владимирова, нельзя использовать превосходные степени — "лучший", "первый" и т.д., без указания ссылки.
"По мнению кого — жителей деревни Гадюкино? Другие типичные дела — указание важной информации мелким кеглем, да еще и белыми буквами на светлом фоне. Мы провели социологический опрос: большинство потребителей не увидит такую надпись в рекламе "Грузовичкоф", хотя она влияет на их выбор", — отмечает Вадим Владимиров.