Китай на проводе. Продажи украшений из янтаря выросли благодаря туристам из Поднебесной

Автор фото: Vostock-Photo

Продажи украшений из российского янтаря выросли благодаря технологически подкованным туристам из Поднебесной.

Продажи в интернете с помощью онлайн–трансляций создали современному малому бизнесу карманный "магазин на диване".
На выставке Amberforum, которую в течение последних 4 лет устраивает в Светлогорске Калининградский янтарный комбинат, с технологией live–стриминга знакомы многие продавцы, арендовавшие павильоны для презентации собственных изделий из янтаря. Правда, пока участники выставки только наблюдают за виртуальными продажами, уступая место в своих киосках гостям из КНР.
Торговля с помощью смартфона идет малозаметно, но стремительно. Два телефона, установленные на штативе, транслируют ручное дефиле амулетов и колец с янтарем. Рядом скучают российские мастера янтарного дела, чьи украшения моментально уходят с виртуального молотка покупателям из Китая.
"Она трещит уже полтора часа! Чувствуете, как подметки рвут? Эти китаянки просто пришли на выставку, увидели, что им понравилось, и включили свои телефоны, — делится один из участников выставки геммолог Вадим Зайка. — Это не их товар. Денег не вкладываешь, просто рекламируешь и сразу продаешь. Вот как надо! А вы мне тут — маркетинг, лекции, семинары..."
С китайскими коллегами на выставке общаются на русском, ломаном английском, а также с помощью жестов и калькулятора.
Совладелец калининградского ювелирного производства Amber&Jewelry Алексей Яковлев говорит, что ежегодно на Amberforum приезжают одни и те же гости из КНР, поэтому местные игроки к ним уже привыкли, вопросов не задают. "Они к любому производителю подходят. Это перекупщики по сути, берут чуть дешевле и накидывают свою маржу, 20–30%, кто–то умудряется и 50%", — отмечает бизнесмен.
Какой объем сделок приходится на перекупщиков, предприниматель оценить не готов.

Вебкам в борьбе с нищетой

"Это новый тренд! Раньше вебкастинг использовался только для развлечения. Сегодня с 5G вы можете видеть товар очень четко, будто он напротив вас. Продавец может в реальном времени разговаривать с аудиторией. У нас есть много приложений для этого, отдельная подкатегория трансляций для янтаря", — комментирует Филипп Янг, президент Ассоциации янтаря города Тенчун (КНР).
Продажи с помощью live–стриминга сегодня предлагают, например, платформа Taobao корпорации Alibaba и площадка для электронной коммерции Kuaishou.
В 2018 году Alibaba объявила о программе по борьбе с бедностью в деревнях и начала обучать стримингу фермеров. В корпорации говорят, что прямые трансляции помогают продавать урожай, так как покупатели могут собственными глазами увидеть, как он выращивается и собирается.
Согласно отчету Deloitte, рынок прямых трансляций в Китае в 2018 году составил $4,4 млрд, число зрителей прямого эфира — 456 млн человек. За год платформа Taobao увеличилась на 400% в валовом объеме товаров.

Большие возможности

Китай сегодня — один из крупнейших покупателей украшений из янтаря, наряду с США, Германией, странами Ближнего Востока, Скандинавии и Прибалтики.
Жители Поднебесной ценят историю этого камня, который веками был доступен только императорам, а также относительно невысокую его стоимость в сравнении с драгоценными украшениями. Застывшую смолу закупают в России, Прибалтике, а также небольшими партиями в Мьянме.
"Свой первый капитал я сделал на продажах именно в КНР. В этом году китайский рынок сократился, они уже не покупатели номер один, но остаются в первой десятке", — говорит генеральный директор литовского производителя ювелирных украшений Amber Trip Гедрюс Гунториус.
Филипп Янг отмечает, что янтарь интересен жителям КНР не только как ювелирное изделие. На производстве в городе Тенчун планируется проводить исследования возможности использовать солнечный камень в медицине.
"Цена на янтарь пока невысока. Население Китая — 1,4 млрд человек, и, даже если 1% из них любит янтарь, это уже представляет собой серьезный бизнес", — добавляет Филипп Янг.