Едим вместе. Фуд-холлы захватывают петербургские пространства

Автор фото: Интерпресс
В Петербурге все больше пространств, где можно провести время вместе, но попробовать разные кухни.

В Петербурге открываются новые гастрономические пространства — фуд–холлы

В июле первый фуд–холл появится в ТРК "Сити Молл", в сентябре заработает Eat Market в ТРЦ "Галерея". В одном пространстве объединяются десятки ресторанных концепций, а приятно провести время можно в общем зале. Формат для Петербурга в целом новый, хотя попытки открыть фуд–холлы уже были. В недавно открытом Citу food (ТРК "Сити Молл") собраны десятки гастрономических концепций, не новых для города: "Пицца 22 см", "OMO", "БЮРО", "Лепим и варим", Lavanda Eclair и другие. Проектирует фуд–холл местная компания.
Создателями Eat Market стала московская Zemskiy Group. В столице уже два таких пространства, вскоре будет еще одно. Представитель компании Елизавета Земская рассказала "ДП": "Eat Market — единственная сеть гастропространств в России. Первый фуд–холл вне Москвы мы откроем в Петербурге. Идея создавать фуд–холлы родилась после того, как начался большой ажиотаж по новым гастрономическим концепциям, которые появились благодаря реконцепции рынков. Стало понятно, что нужно делать из них самостоятельные проекты".

Московский гастрономический рынок

Формат для Москвы давно не нов. Уже несколько лет существуют "Фудмаркет 21" на Новом Арбате, фудмолл "Депо", гастромаркет "Вокруг света", Даниловский и Центральный рынки. Все они предлагают попробовать различные гастрономические концепции в одном общем зале. Елизавета Земская отмечает, что в таких пространствах всегда должны быть направления, которые пользуются высоким спросом: азиатская и европейская кухня, мясные и рыбные корнеры.
Президент Федерации рестораторов и отельеров Северо–Запада Леонид Гарбар отмечает, что Петербург всегда подхватывает тренды на 2–3 года позже столицы, поэтому появление фуд–холлов именно сейчас — закономерное явление. Он подчеркивает, что распространение таких площадок в городе поможет развиваться ресторанному бизнесу: "Новый подход заключается в следующем. Рестораторам не нужно тратиться на создание инфраструктуры, есть общий для всех ресторанный зал с общими санитарными зонами, не нужно продвигать свой бренд. Сам фуд–холл привлекает к себе посетителей, а потом они выбирают из того, что в нем представлено".

Местные предложения

Раньше попытки создать подобные пространства в Петербурге были не слишком успешны. Год назад во дворе "Владимирского пассажа" Italy Groop и Dreamteam запускали фудмаркет Mercato Locale. "Это был сезонный поп– ап–проект, он просуществовал 3 месяца. Результатами мы были довольны. В этом году мы не смогли договориться с контрагентом", — пояснил "ДП" сооснователь Italy GroupМихаил Соколов. Он отметил, что новый для Петербурга формат они будут рассматривать как альтернативу ресторанам. В том числе откроют проект Italiany в ТРК "Сити Молл".
Появление фуд–холлов Соколов считает разумным: "В Европе этот формат существует уже давно, в Москве тоже есть, это естественная трансформация гастрономического рынка. Все становится лучше, красивее и экономичнее, в том числе и рестораны".
Предприниматель Артем Балаев в 2018–м планировал запустить фуд–парк "Центральный маркет" в ТЦ "Владимирский пассаж". Проект не реализовали, так как собственник решил не сдавать помещение. "Наш проект должен был стать первым в городе. Известно, что идеи, которые приживаются в Москве, через 2–3 года приходят к нам. Поэтому наивно было бы рассчитывать, что ситуация с фуд–холлами изменилась бы раньше", — считает он.
В июне открылась первая часть обновленного Василеостровского рынка. Артем Балаев уверен, что у этого проекта хорошая перспектива: "Сейчас он будет пользоваться популярностью у всего города, а в какой–то момент станет локальным местом силы Василеостровского района".

Оценка будущего

Эксперты отмечают перспективность идеи. "Формат приживется, потому что в Петербурге много туристов, а фуд–холлы открываются в посещаемых местах. Появляются оригинальные ресторанные концепции, предпосылок для кризиса не вижу", — говорит Артем Балаев.
Михаил Соколов отмечает, что в Петербурге всего шесть–семь ТЦ, которые генерируют трафик и где можно зарабатывать. "Не нужно забывать, что арендодатели хотят немаленькие деньги за площадь. Зачастую зарабатывают все, кроме ресторатора", — говорит он. Поэтому перспектива развития формата есть, но, возможно, стоимость аренды будет выше.