New–Иерусалим. Почему патриарх Кирилл идет по стопам Никона

Лоббируя проект в Сергиевом Посаде, патриарх Кирилл идет по стопам Никона.

Сравнение нынешнего патриарха Кирилла с Никоном является в среде православных интеллектуалов общим местом.
Да и сам он, говорят, любит с ним сравниваться. Это ведь только для читателей советских учебников истории Никон — странный дядька, который велел креститься тремя пальцами вместо двух, из–за чего куча народа сгорела на кострах. А для РПЦ он — один из главных строителей, администраторов и реформаторов церкви, утверждавший идею, что божественное выше царского.
И вот вчера — сенсационная новость: власти планируют вложить в реконструкцию Сергиева Посада, где находится главный монастырь РПЦ — Троице–Сергиева лавра, 140 млрд рублей. Заявленная сумма — почти четверть бюджета всей Московской области, так что работы обещают быть масштабными. Инициатива исходит от РПЦ, но делать будут, разумеется, на бюджетные деньги.
И это — тоже из истории про патриарха Никона. В свое время именно он (вместе с царем Алексеем Михайловичем) решил перенести в Россию центр христианского мира. Для чего, в частности, основали под Москвой Новый Иерусалим — монастырь, в котором был свой храм Гроба Господня, свои Вифлеем, Голгофа, Иордан и т. д.
Светская власть поучаствовала выделением земель, крестьяне для работ у Никона были свои. Монастырь стал любимым объектом патриарха, обрастал землями, богател и строился.
Но потом Алексею Михайловичу надоели Никоновы амбиции (говорят, он откровенничал с близкими, что–де "на царскую власть плюет и сморкает"). Тишайший созвал Большой Московский собор, на котором изверг патриарха из сана и отправил простым чернецом на Белое озеро.
В числе обвинений Никону было и такое: строил новые монастыри, которые назвал "неподобающими словами и суетными именованиями" — Новым Иерусалимом, Голгофою, Вифлеемом, Иорданом, тем самым "ругался божественным и глумился святым", и "если была бы у него сила, то отнял бы и третью часть царства".
А из новейшей истории мы знаем, как легко оказываются за решеткой реставраторы монастырей, которые до этого были столь влиятельны, что считались чуть ли не главными неформальными людьми в Петербурге.
Какой вывод сделать из этого? Осваивать бюджетные деньги на монастырях, может, и богоугодно, но чревато.