Анти-ДТП. Петербургская IT-компания заключила контракт на $10 млн с Казахстаном на борьбу с авариями на дорогах

Автор фото: vostock-photo

Петербургская компания "Кит оценка", которая специализируется на разработке программного обеспечения для автоматического фиксирования ДТП и прогнозирования аварийных случаев на дорогах, заключила крупный контракт с казахстанской TOO IT Creation на $10 млн. Теперь с помощью разработок "Кит оценка" в Казахстане планируют снизить количество опасных инцидентов на дорогах и развивать систему "умных городов".

В "Кит оценке" рассказали "ДП", что являются авторами уже нескольких успешных проектов, которые связаны с дорожным движением: "ДТП Мастер", "Помощник ОСАГО" и Road Accident Solver. Именно последняя разработка и заинтересовала казахстанцев. Кроме того, наработками компании интересовались ЦБ РФ и Санкт-Петербургский университет МВД России. С последними "Кит оценка" также на днях заключила соглашение.

Вылечить город от аварий

По словам главы и основателя компании "Кит оценка" Евгения Тюлькина, их проект Road Accident Solver является международным: "Всего над проектом работают пять ученых исследователей из пяти стран: Россия, Франция, Беларусь, Украина, Ирландия. Я выступаю ключевым разработчиком проекта, остальные взяли на себя роль рецензентов и консультантов", — объяснил он.
Road Accident Solver — это система, которая автоматизированно анализирует характер ДТП на дорогах города, а также автоматически заполняет европротокол по авариям. Также частью проекта является карта мест ДТП, которая формируется благодаря самим пользователям, нуждающимся в разборе дорожного происшествия. С помощью подобных формируемых карт становится возможно не только анализировать, как часто и какого характера ДТП случаются на определенном участке города, но даже их прогнозировать. Кроме того, разработка помогает страховым компаниям бороться с мошенниками, которые имитируют ДТП, чтобы получить компенсацию. В прошлом году этот проект стал участником акселерационной программы Future Technologies бизнес-инкубатора Университета ИТМО.
Программа работает следующим образом: попавший в ДТП человек может ввести данные в систему, которая формирует европротокол, — его можно распечатать и приехать с ним в страховую компанию. Таким образом полностью исключается человеческий фактор и влияние страховщиков на месте аварии. Кроме того, по итогу у участника ДТП есть подтверждение того, что он был в указанное время в указанном месте — такие подтверждения часто запрашивают страховые компании.
Компания TOO IT Creation, с которой у "Кит оценки" теперь заключен контракт, располагается в Астане. Специализация этой компании — цифровизация Казахстана и развитие "умных городов". Как объяснили в самой TOO IT Creation, в Казахстане, по данным исследования Всемирного банка, вероятность погибнуть в автокатастрофе в 11 раз выше, чем, например, в Норвегии: "Сейчас показатели смертности в ДТП — 24,2 случая фатальных исходов на 100 тыс. человек населения в год. В двух из трех случаев жертвами ДТП становятся молодые мужчины в возрасте от 18 до 45 лет. Члены семей, которые утратили кормильца, сразу попадают в сложную финансовую ситуацию, при этом ежегодно на поддержку семьи с двумя детьми, оставшейся без кормильца, в Казахстане выделяется более 400 тыс. тенге, столько же составляет ежегодное пособие по инвалидности", — объяснили в компании.
С помощью внедрения разработки Road Accident Solver в Казахстане надеются уменьшить количество смертельных случаев на дорогах. Как рассказал Евгений Тюлькин, по контракту между TOO IT Creation и "Кит оценка", петербургская компания должна будет помочь с цифровизацией в пяти городах Казахстана: Нур-Султане, Костанае, Усть-Каменогорске и Тарае. TOO IT Creation, в свою очередь, тесно сотрудничает с акиматами этих городов (орган исполнительной власти в Казахстане).
Также по этому же продукту "Кит оценка" на днях смогла заключить некоммерческое соглашение с Санкт-Петербургским университетом МВД России, с которым они проведут совместные научные исследования. Результаты этих исследований будут предоставлены в МВД России, по которым уже будет принято решение, о внедрении похожих разработок в России с целью снижения аварийности на дорогах.

Ждать ли в Петербурге

Автор проекта Евгений Тюлькин весьма эмоционально реагирует на вопрос о том, ждать ли полномасштабного внедрения этой технологии в Петербурге. По его словам, он предлагал комитету по информатизации и связи Петербурга бесплатный доступ к разработке, но ему отказали:
"Причина отказа в том, что разработчик не хочет продавать разработку, а просто хочет дать к ней бесплатный доступ. Кроме ПО есть приборы, которые снижают время реакции водителя и работают при попадании в зону высокой аварийности, их в России хотели поставить на серийное производство, они связаны с нашим ПО, но в РФ производство невозможно в силу тех же причин что в случае с КИС СПб. Тем не менее я хочу, чтобы с помощью технологий в Петербурге и в России ситуация на дорогах стала лучше. Поэтому совместные исследования с Университетом МВД дают мне надежду, что наши разработки будут использоваться и в России, а не только за рубежом", — объяснил он.
Он также поделился, что разработками компании заинтересовались в Киргизии и на Украине, так что, возможно, после Казахстана продукт будет внедрен еще в нескольких странах. В первую очередь разработками интересуются все же в СНГ, особенно в Средней Азии: "У нас не было какой-то особенной цели выходить на этот рынок. Мы не искали там партнеров специально, просто так вышло, что наши технологии вызвали интерес и после этого у нас появился контракт, который мы быстро подготовили", — делится Тюлькин.
Также, по его словам, к их технологии весьма благосклонно отнеслись в нескольких городах России. Так о пилотном внедрении программы задумались в УМВД России по городу Вологде.