"Умное" окно и просторный салон. "Трансмашхолдинг" представил новый вагон для петербургского метро

Автор фото: Антон Тарануха
Автор фото: Антон Тарануха

На площадке форума SmartTRANSPORT-2019 презентовали макет инновационного вагона, созданного АО "Трансмашхолдинг" исключительно для петербургского метро. Власти города выражают заинтересованность в приобретении современной модели.

В Петербурге впервые показали макет вагона, который в будущем будет перевозить пассажиров городской подземки. Модель современного поколения, пока еще не получившая официального названия, разработана конструкторами АО "Трансмашхолдинг" — давнего партнера Смольного. Именно эта компания поставляла поезда для обновления подвижного состава метрополитена перед чемпионатом мира по футболу.
Подробнее об особенностях новой модели и планах правительства по развитию транспортной системы — в материале dp.ru.

Эксклюзивные технологии

Как рассказал на презентации заместитель генерального директора по развитию городского транспорта компании "Трансмашхолдинг" Андрей Васильев, вагон сделан эксклюзивно для петербургского метрополитена, учитывает пожелания машинистов и экспертов по транспортной безопасности. В частности, разработчикам удалось создать более эргономичный по сравнению с предыдущими моделями пульт управления. Другие важные новинки — система снижения шума и современная система помощи, которая проследит за самочувствием машиниста.
"Разработка велась в самом тесном сотрудничестве со специалистами предприятия и представителями комитета по транспорту. Из уникальных особенностей можно отметить целый ряд инноваций. Например, кабина машиниста сделана более комфортной и удобной. Она оборудована системой микроклимата и самыми современными средствами управления поездом. Основные элементы мы решили оставить на привычных для машинистов местах, чтобы облегчить управление. В дизайне интерьера мы постарались воплотить те впечатления, которые возникают при посещении Петербурга — это и мосты, и своды станций", — раскрыл подробности Андрей Васильев.
На данный момент предложено два варианта дверных механизмов. Первый — с шириной 1400 мм, второй — 1600 мм, что гораздо шире дверей на действующих вагонах. Эта идея позволит ускорить посадку-высадку пассажиров.
Андрей Васильев уточнил, что ряд технических решений, разработанных "Трансмашхолдингом", в вагонах петербургского метро ранее не использовались. Так, для нового поезда придумали "умное" окно. Оно может транслировать видео на прозрачное стекло. Посетители стенда в качестве одной из идей предложили показывать на этих экранах панорамы достопримечательностей, которые находятся над линией движения поезда.
Внешне вагон не имеет углублений, выступов и прямых углов. Обтекаемый кузов позволит усилить динамичность движения и уменьшить эффект сопротивления воздуха. На наружной поверхности также расположены светодиодные элементы, а на лобовом стекле — светящийся логотип метрополитена.
В случае потребности в салонах можно разместить USB-розетки, модули Wi-Fi и экраны трех типов: интерактивная карта метро, наддверные табло с бегущей строкой, экраны для трансляции развлекательных и информационных программ. Для маломобильных пассажиров и родителей с колясками предусмотрены специальные места. Кроме того, планируется применить новые системы вентиляции и меняющееся в течение дня освещение. Утром тона будут холодными, вечером — теплыми.
В "Трансмашхолдинге" также пояснили, что поезд будет оснащен современным асинхронным приводом, а его энергоэффективность будет выше, чем у предыдущих моделей. Состав оборудуют новейшей системой передачи данных о состоянии поезда в ситуационный центр по выделенному каналу связи. Предусмотрена техническая возможность перевода нового поезда в беспилотный режим.

Новым линиям — новые вагоны

Андрей Васильев подтвердил готовность Октябрьского электровагоноремонтного завода (ОЭВРЗ, входит в "Трансмашхолдинг") обеспечить исполнение заказа. Таким образом, сборка будет вестись на производственной площадке в Петербурге.
"Петербургский метрополитен в последние годы занимается активным обновлением подвижного состава. Сейчас уже почти четверть вагонов — современные модели. Тем не менее проект "Трансмашхолдинга" уникальный. Его концепция и основная идея были разработаны с участием заказчика. Это действительно тот продукт, который кажется нам перспективным. Как мы надеемся, этот проект будет реализовываться на основе совместного накопленного опыта поставок и эксплуатации подвижного состава", — сказал на презентации главный инженер — первый заместитель начальника городского метрополитена Андрей Павлов.
Представленную модель не случайно окрасили в коричневый цвет. Одна из первых партий новых вагонов может поступить на шестую, строящуюся линию метрополитена (Красносельско-Калининская линия). В будущем цветовая палитра оформления экстерьера и интерьера будет зависеть от ветки, по которой будет ходить состав. "Мы получили позитивные впечатления от представленного макета. Уже начали собирать обратную связь от посетителей форума и пассажиров, которые высказывают положительные отзывы об увиденном, призывают метрополитен и городские власти ускорить обновление подвижного состава", — поделился своими впечатлениями Андрей Павлов.
По его словам, сроки приобретения современных вагонов будут зависеть от планов строительства новых станций и своевременного выделения бюджетных ассигнований. Врио губернатора Петербурга Александр Беглов заявлял ранее, что развитие метро — одно из приоритетных направлений в развитии города. "Очень надеемся, что соответствующее финансирование будет заложено в бюджете на 2020-2021 годы. Объем потребности — порядка 170 вагонов", — добавил представитель метрополитена.

Стратегическое партнерство

По словам вице-губернатора Эдуарда Батанова, который курирует инвестиционную и транспортную политику, представленная модель выглядит просторно и эргономично. Его внимание также привлекло "умное" окно. "Такая технология более функциональна, чем обычные панели. По экрану можно не только рекламные ролики транслировать, но и информационные сообщения", — отметил Эдуард Батанов. Он выразил готовность организовать тестирование "умного" окна на действующем подвижном составе.
Вице-губернатор высоко оценил вероятность того, что концепция "Трансмашхолдинга" будет воплощена в реальность и в скором времени инновационные вагоны обновят подвижной состав подземки. "Именно такой вагон может появиться. У нас есть предложение, это означает, что мы можем из чего-то выбирать самое лучшее. Тем более, коллеги из метрополитена участвовали в его разработке. То есть мы не просто увидели на витрине и взяли. Нет, идет постоянная работа с конструкторами с точки зрения усовершенствования технологий. Отлично, что есть спектр предложений и есть из чего выбирать", — подчеркнул Эдуард Батанов.
Учитывая масштабные планы развития транспортной сети Петербурга, в Смольном намерены в ближайшем будущем объявить конкурсы на обновление парка автобусов, трамваев и поездов метро. "Главное, мы видим, что есть конкуренция — за комфорт пассажиров, за удобство водителей, за безопасность. Когда идет такая конкуренция, от этого выиграем и мы, и сами пассажиры", — резюмировал вице-губернатор.
В подтверждение своих намерений и дальнейшего партнерства генеральный директор ОЭВРЗ Андрей Степнов и начальник Службы подвижного состава ГУП "Петербургский метрополитен" Игорь Шлендов подписали соглашение о сотрудничестве.
Цель соглашения — содействие повышению эффективности перевозочного процесса и транспортной безопасности на метрополитене, совершенствование технического и технологического обеспечения подземки. Документ укрепит сотрудничество по обмену информацией о технологиях и технических решениях, которые могут быть использованы для повышения эффективности перевозок и систем безопасности.
"Метрополитен — наш стратегический партнер. Это крайне важное соглашение, поскольку оно позволит быстро, эффективно и буквально в режиме онлайн обмениваться информацией для удовлетворения потребностей наших конечных клиентов — пассажиров", — отметил Андрей Степнов.

Справка:

АО "Трансмашхолдинг" крупнейшая российская компания, специализирующаяся на разработке и производстве подвижного состава для железных дорог, городских транспортных систем. Компания выпускает также дизели различного назначения и компоненты для подвижного состава. Продукция предприятий холдинга эксплуатируется в десятках стран мира.
В мае прошлого года ОЭВРЗ, входящий в структуру "Трансмашхолдинга", завершил исполнение контракта с ГУП "Петербургский метрополитен" на поставку 27 новых шестивагонных поездов метро с асинхронным тяговым приводом. В соответствии с договором заказчик должен был получать поезда на протяжении июля 2017 года мая 2018 года. Поставки были выполнены в оговоренные сроки. По итогам исполнения контракта к чемпионату мира по футболу 2018 года Невско-Василеостроовская линия метрополитена была полностью оснащена современным подвижным составом.
После ЧМ-2018 завод продолжил исполнение еще одного контракта на поставку петербургскому метрополитену вагонов метро 81-722/723/724. В срок до 2020 года должны быть построены 20 составов по восемь вагонов в общей сложности 160 единиц. Первые составы заказчик получил еще в прошлом году. Всего, начиная с 2010 года, петербургскому метро передано более 400 вагонов различных моделей "Трансмашхолдинга".