Порт сажают на цепи. Технология блокчейн подобралась к Большому порту Санкт–Петербург

Курс биткоина обновил годовой максимум, а технология блокчейн подобралась к Большому порту Санкт–Петербург.

Рост биткоина продолжается, и ничто не может его остановить. Многие трейдеры надеялись на коррекцию, но проиграли: за одну ночь были ликвидированы короткие позиции на $100 млн. Курс достиг годового максимума — $9381 и повторяет паттерны 2015 года, предшествовавшие мощному ралли. Некоторые аналитики ждут выхода на $10 тыс. уже на следующей неделе… Звучит излишне оптимистично? Возможно. Но, пока рынок дышит такими новостями, он растет.
"Может ли биток быть завтра снова 3 тыс. или 5 тыс.? Элементарно! Может на 20 тыс. вернуться? Еще как может! Можем на 50 тыс. прогуляться? Пока трудно это представить, но и такая вероятность есть, — пишет в своем телеграм–канале профессор ВШЭ и инвестбанкир Евгений Коган. — Все зависит от нескольких факторов. Во–первых, от возрастания мировой зарегулированности (финансово–банковской системы. — Ред.). А она сейчас возрастает, и еще как. Во–вторых, от усиления торговых и следующих за ними валютных войн. Чем больше народ нервничает, тем больше спрос на альтернативные инструменты, в частности золото, крипту и так далее. В–третьих, от развития нового криптоинструментария. И, в–четвертых, от усиления нажима традиционных финансовых игроков и регуляторов на криптомир".
Дождались! Facebook официально презентовала собственную криптовалюту. Называться она будет не Globalcoin, а Libra. Но самое интересное — это партнеры: Visa, Mastercard, Paypal, еBay, Uber и еще до сотни других компаний. Каждый участник консорциума внесет в проект минимум $10 млн. Токены будут привязаны к целому портфелю из активов, среди которых банковские депозиты и ценные госбумаги. Пилотные кошельки уже раздают энтузиастам, но официальный запуск намечен на 2020 год.
При этом вокруг главного конкурента — проекта Telegram — пока что генерируются только слухи. Например, о том, что продажи первых токенов Gram на условиях ограниченного листинга могут начаться уже 10 июля на бирже Liquid. Тут, однако, все мутно: быстро выяснилось, что это не имеет ничего общего с официальными планами Telegram. Но, видимо, все, что не некролог, — то пиар, особенно когда до релиза остаются считаные месяцы. Напомним: если он не состоится до 31 октября, Павлу Дурову придется вернуть деньги инвесторам.
И нервы уже не выдерживают. Например, инвесткомпания "Атон" может частично избавиться от своих вложений в проект. Как пишет Forbes, компания покупала токены Gram на первом раунде по $0,38, а продает по цене второго, то есть за $1,33. Доходность 250% — это синица в руках, и под эту сделку эксперты "Атона" выпустили закрытую аналитику, из которой следует, что цена токена Gram к 2028 году может достигнуть $15–30 за монету (они основывались на количественной теории денег и считали потенциальную аудиторию самого мессенджера).
"Facebook имеет очень спорную репутацию в отношении конфиденциальности, а с запуском стейблкоина потенциально будет иметь доступ к финансовой отчетности пользователей, что не может не настораживать, — говорит старший аналитик Bestchange.ru Никита Зуборев. — Если сравнивать Libra и Gram по степени их готовности, доверию со стороны общества и юридической проработке вопросов, то пока по всем параметрам выигрывает проект Дурова. Но незначительно. Что будет дальше — пока сложно прогнозировать".

Госдума качает лодку

Перенесемся в Россию, из которой основатель Telegram Павел Дуров когда–то уехал. Красивое выступление о токенизации позволил себе на Петербургском экономическом форуме миллиардер Владимир Потанин, уже известный рынку своими планами создать стейблкоин на базе продукции его компании "Норникель".
"Иногда складывается впечатление, что сами товары и услуги начинают стоить дешевле, чем информация о них. Это открывает возможность использования товаров и услуг в оцифрованном виде для их последующей токенизации, то есть введения в оборот не самих товаров и услуг, а их электронных символов", — рассказал предприниматель и анонсировал открытие площадки по торговле токенами на палладий до конца года. Конечно, не в России — в Швейцарии.
Правда, в своем энтузиазме по поводу токенизации Потанин был одинок. И вряд ли это случайность, учитывая уровень дискуссии. Буквально на следующий же день стало известно, что в Госдуме предложили штрафовать за майнинг, оборот, сбыт, создание пунктов обмена и тому подобные деяния (владеть биткоинами все же можно, если они были приобретены по иностранному праву). Заявил об этом глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Участники рынка особо не переживают. "В нашей политике Аксаков — рекордсмен по отказу от собственных слов. Скажу только одно: чтобы ввести административную ответственность, надо написать, за что конкретно ты наказываешь. Но пока, как мне известно, ни в одном из готовящихся законов понятия криптовалюты нет и не планируется", — прокомментировала новость глава межведомственной группы Госдумы по криптовалюте Элина Сидоренко.
Получается, что собаки лают, а караван… стоит. Уже половина июня прошла, а законопроект о цифровых финансовых активах так и не принят.

Заплыли в порт

Блокчейн приходит в логистический бизнес России с моря. Большой порт Санкт–Петербург станет базой для блокчейн–платформы в сфере контейнерных перевозок от Maersk. Среди участников проекта TradeLens — в том числе Федеральная таможенная служба.
Главным результатом должно стать повышение прозрачности процедуры заключения договоров. Простой пример: единичная партия авокадо из Момбасы в Роттердам включает в себя 30 участников, более 100 человек и 200 событий обмена информацией. Это постоянные рассогласования, дорогостоящий обмен документами, ручные, трудоемкие бюрократические процессы. Блокчейн приводит всех участников в одну платформу, которой они могут доверять.
Эксперты позитивно оценивают новый опыт, однако не уверены, что проект быстро покажет свою эффективность. "У нас законы не позволяют, если что–то пойдет не так, предъявить цепочки блоков в суде, — говорит Максим Максимов, коммерческий директор компании Solvo. — Поэтому эту технологию нужно запускать сейчас в параллель к существующей или просто экспериментировать с ней. Захотят ли участники рынка вписываться и вести какую–то параллельную работу, которая будет стоить каких–то денег, — это вопрос. Кроме того, бытует мнение, что конкуренты из MSC или CMA CGM просто из принципа не будут работать с Maersk на одной платформе".
Законы в стране есть, но проекту придется преодолеть много бюрократии, считает Павел Лавренков, член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики при московском отделении Ассоциации юристов России. "Для придания юридической силы документам в системе TradeLens, возможно, потребуется либо заключать отдельное соглашение с каждым регулятором об информационном взаимодействии на базе распределенного реестра, либо подстраивать саму систему под использование уже отрегулированных в российском законодательстве средств электронного документооборота, включая использование квалифицированной электронной подписи, соответствующей российскому ГОСТу", — говорит он.
Между тем на берегу инициативу уже готовы поддержать железные дороги. Свою блокчейн–платформу РЖД испытывают сейчас на Октябрьской железной дороге. Проект подразумевает внедрение системы смарт–контрактов для облегчения сотрудничества между железной дорогой, транспортной компанией и терминалом морского порта. В коммерческую эксплуатацию платформу могут запустить в сентябре. Пока что скорость движения грузов по железной дороге не выдерживает критики. Но кто знает, может быть, именно технологический рывок поможет вагонам. Хуже уж точно не будет.