По Банку России плачет регуляторная гильотина

 

Российское правительство готовит регуляторную гильотину — резкое сокращение числа законов, мешающих бизнесу. В следующем году под нож должны пойти тысячи нормативных актов, необходимость которых не смогут обосновать соответствующие ведомства. По замыслу авторов этого дерзкого проекта, в результате его осуществления последует экономический рывок.
К сожалению, пока никто не предложил поместить под регуляторную гильотину нормативную базу Банка России. Между тем есть как минимум шесть причин, почему это стоило бы сделать.
Законодательство в рамках одной юрисдикции должно быть единообразным. Нет никаких аргументов, почему финансовый сектор должен регулироваться на совершенно иных принципах, чем сектор реальный. У всех предприятий есть отношения с регуляторами, клиентами, конкурентами и контрагентами. И эти отношения по сути не сильно отличаются от отрасли к отрасли. Налоговый, Бюджетный, Гражданский, Земельный, Трудовой и прочие кодексы одинаково распространяются на все отрасли. Почему аналог Надзорного кодекса должен действовать в ограниченном русле отраслей — нет аргументов. Почему кредиторы, инвесторы и страховщики должны надзираться и контролироваться принципиально иначе, чем заемщики, эмитенты и страхователи, — нет аргументов.
Финансовому рынку как никому другому необходима реформа надзорной деятельности. Административная и регуляторная нагрузка на профессиональных участников финансового рынка одна из самых высоких. Мало какой предприниматель может "похвастаться", что для начала работы он должен получить лицензию как юрлицо, аттестат — как сотрудник, согласовать себя у надзорного органа как менеджер, вступить в СРО, согласовать все свои продукты, пустить к себе на ПМЖ комиссара от регулятора, сдавать ежедневную отчетность и продавать продукцию только тем покупателям, которым разрешит покупать регулятор. Ну а в случае банкротства (по любой причине) — получить запрет на профессию.
Под надзором ЦБ действуют тысячи юридических лиц, в которых работает более миллиона человек. Клиентами финансовых институтов является, без преувеличения, все население страны. Они тоже имеют право на хорошие реформы и хорошую жизнь.
ЦБ РФ — такой же подчиненный президента, как и правительство. Это коллегиальный конституционный орган (по сути — исполнительной власти), подотчетный Госдуме. Почему идеи президента об улучшении положения бизнеса распространяются на правительство и не распространяются на ЦБ — непонятно.
Банк России своими решениями напрямую влияет на состояние не только финансового рынка, но и реального. Он регулирует структуру экономики, устанавливает правила оценки залогов, корпоративного управления в АО, принципы рейтингования промышленных предприятий и т. п.
Существование (и доминирование в экономике) крупных финансово–промышленных групп, в составе которых есть компании разных отраслей, в том числе финансовой, подразумевает необходимость выстраивать единую политику взаимодействия с надзорными органами. Для этого и принципы надзора должны быть едиными.
И ноль причин, почему нет.
Алексей Саватюгин, профессор НИУ ВШЭ