Как продать Петербург. Конкуренция за туристов обострилась в интернете

Автор фото: Сергей Коньков

С ростом популярности Петербурга и увеличением турпотока в городе все острее борьба за информсопровождение туристов. Это и ежегодные дотации бюджета, и рекламные возможности, которые предоставит основной городской информационный ресурс. Речь о доходе 50–70 млн рублей в год. В 2018–м Петербург принял около 8,5 млн туристов, в основном организованных групп, доля самостоятельных путешественников невысока.

Проект BEST.Petersburg, а точнее его демоверсия, был представлен на стенде Петербурга на ПМЭФ. Это цифровая платформа для туристов и жителей города, объединяющая функции агрегаторов культурных и туристических мероприятий Петербурга, сервиса для заказа индивидуальных экскурсий и информационного ресурса. Запуск проекта запланирован на осень 2019 года, инвестиции составят около 100 млн рублей. Инвесторы также рассчитывают получить от города доменное имя petersburg.ru.
Проект реализуется компанией "Культурная столица", основанной экс–директором "Буквоеда" Денисом Котовым, бизнесменом Вячеславом Трактовенко, издателем Русланом Чернобаевым (занимает в компании должность гендиректора), Олегом Никифоровым, Олегом Масензовым и Александром Гарашкиным.
BEST.Petersburg — мобильное приложение, которое подсказывает, куда сходить, где остановиться, где поесть, что посмотреть в Петербурге. Рекомендации подбираются с учетом индивидуального портрета пользователя: вкусов, приоритетов, геолокации, бюджета и времени, которое у него есть для знакомства с городом. Так, гости форума в игровом режиме протестировали возможности умного навигатора и получили совет, как провести вечер: оправиться на экскурсию, в театр, на концерт или на выставку. По словам бизнесменов, администрация города и профильные комитеты поддержали инициативу и помогли представить проект на ПМЭФ.
Денис Котов, идеолог проекта и председатель совета директоров ООО "Культурная столица", рассказал, что цель приложения — сделать выбор туристов легким и точным. "В основе нашего приложения лежит самообучающаяся система, которая анализирует интересы пользователя, его приоритеты, местоположение и время, которым он располагает для знакомства с Петербургом. Я много путешествую, но почти нигде не встречал "главного мобильного приложения города", рекомендациям которого можно доверять на 100%. Поэтому наша задача — не повторять какую–либо реализованную модель, а изобрести собственную. Такую, которая будет максимально полезна для жителей Петербурга и наших гостей", — говорит он. "Я рассматриваю приложение BEST.Petersburg не только как функциональный инструмент, но и как медиа нового типа, которое способно привлечь в город дополнительных туристов и рассказать обо всем, чем гордятся жители Петербурга", — рассказал Руслан Чернобаев.

Бюджетный интерес

До сих пор подобные ресурсы реализовывал город в лице комитета по туризму. Так, 10 лет назад в Петербурге начал работать портал Visit Petersburg. В 2018 году его посетили 700 тыс. пользователей, а в I квартале 2019 года — уже около 200 тыс. Площадка помогает туристам планировать свой отдых: на сайте представлена информация о тематических экскурсиях, промышленном, медицинском и лечебно–оздоровительном туризме на восьми языках. Занимается этим СПб ГБУ "Городское туристско–информационное бюро".
В настоящее время в Петербурге работают 12 информационных центров СПб ГБУ "ГТИБ", расположенных в непосредственной близости от основных достопримечательностей города. Информационные павильоны также работают в аэропорту Пулково и в терминале пассажирского порта "Морской фасад" в период открытой навигации. Здесь представлены бесплатные рекламно–информационные материалы, буклеты, карты и путеводители.
В 2018 году суммарный бюджет комитета по туризму составил 754,7 млн рублей, из них субсидии бюро — 94,9 млн рублей. На 2019 год объем средств запланирован в размере 104,4 млн рублей.

Спорный продукт

Бета–версия нового продукта выйдет осенью этого года, а к весне 2020–го станет многофункциональным приложением. Основная задача — стать главным приложением для всех гостей и жителей города. Время выхода проекта на окупаемость, по предварительным оценкам создателей, составит от 3 до 5 лет. Эксперты не разделяют их оптимизма. Дело в том, что подобный бизнес малодоходен и сможет работать лишь при госсубсидиях. А чиновники без боя свою часть бюджета вряд ли отдадут.
"Это не первый проект, который планирует стать главным туристическим порталом Санкт–Петербурга. Все попытки сделать полезный туристам информационный ресурс пока оказались неудачными. На первом этапе необходимо значительное финансирование, которое не просто наполнит портал информацией о достопримечательностях и ресторанах, а предложит множество готовых решений: от формирования маршрута по дням пребывания с привязкой к дням и часам работы музеев до сведений о том, где купить карту "Подорожник" и найти бесплатный Wi–Fi. От того, как вызвать машину в "Яндекс.Такси" (это откровение, но случалось подсказывать иностранцам на улице, что $100 платить не надо), до готовых аудиоэкскурсий по городу и пригородам. И, разумеется, это должно быть на нескольких языках, а не только русском и английском. Обязательны испанский, итальянский, арабский, китайский, японский и корейский. Желательны немецкий и французский. Можно представить, какой объем работ придется профинансировать", — говорит Евгений Чемодуров, владелец РА "Логика".
На втором этапе обязательны еще большие затраты на охватное рекламное продвижение портала за рубежом — хотя бы в крупнейших городах. На это, скорее всего, потребуется бюджетное финансирование и поддержка городской власти.
Также, по словам экспертов, необходимо системное развитие туристической отрасли в Петербурге, которое предполагает интересные фестивали, мероприятия, льготы иностранным студентам, упрощенный визовый режим, туристические центры с бесплатной информацией, создание гостеприимной среды, предусматривающей возможность обратиться за помощью на английском не только к полицейскому во время чемпионата мира по футболу, но и в другие приезды — и к работникам магазинов, ресторанов, больниц в том числе.
По оценкам экспертов, на разработку и продвижение туристического ресурса необходимо около 230 млн рублей (из них 30–40 млн — на разработку и 190–200 млн рублей — на продвижение).
По оценке Евгения Чемодурова, отбить эти средства будет тяжело, хотя в принципе возможно.
"Монетизация, безусловно, будет обеспечиваться коммерческой информацией о ресторанах, транспортных и туристических компаниях, спонсорской поддержкой мероприятий, платными услугами. Выручку прогнозировать сложно, все перечисленные рекламодатели из числа не очень богатых. С учетом поступлений от партнерских программ с покупателями трафика, полагаю, что через 3–5 лет можно будет рассчитывать на 20 млн рублей в месяц", — говорит он.
Эксперты рынка согласны, что реклама, скорее всего, будет дорогой и небольшие компании не смогут поучаствовать.
В число рекламодателей могут войти торговые комплексы.
"Посещение торгового центра для большинства покупателей давно перестало связываться только с покупками, так как многое можно купить и онлайн. В некоторых крупных ТРК Петербурга уже более 25% всей площади отдано под развлечения, а в ряде центров — более 50%. Поэтому полагаю, что данное мобильное приложение будет интересно тем ТК, которые придают особое значение этому сегменту. В частности, для нас это будет хорошим каналом продвижения интерактивного парка–музея для семейного отдыха, который мы планируем открыть в 2020 году. Для гостей города это тоже интересный вариант: они смогут совместить культурную составляющую с шопингом", — уверена управляющий директор ТВК "Гарден Сити" Александра Степанова.
Повышению турпотока в Северную столицу будет способствовать прежде всего упрощение визового режима для иностранцев, проведение крупных деловых, культурных и спортивных мероприятий, продолжение активного продвижения города на международной арене. Дополнительными драйверами могут стать также более активное привлечение авиалиний лоукостеров, в том числе из Азии и Америки; более действенные меры поддержки инвесторов, возводящих отели всех категорий; поддержка и создание креативных и арт–пространств, современных общественных пространств — для привлечения молодой и динамичной аудитории туристов; развитие велосипедного движения — велодорожек, велопроката и проката электросамокатов в центре города, отсутствие которых на фоне европейских столиц выглядит анахронизмом и делает перемещение по городу очень неудобным.
Андрей Косарев
генеральный директор Colliers International в Санкт–Петербурге
Среди мер, которые могли бы способствовать росту туристических потоков в Россию, — уменьшение количества преград для туристов, улучшение транспортного доступа, например, увеличение количества лоукостеров, улучшение или как минимум сохранение качества сервиса при росте потока, в частности, это касается бюджетных средств размещения. Кроме того, необходимо принимать меры для смягчения сезонности, увеличивая количество аттракторов — крупных мероприятий, выставок, конференций, фестивалей и других масштабных культурных событий.
Николай Пашков
генеральный директор Knight Frank St Petersburg

В контексте

Можно тратить много денег, чтобы привлечь туристов в Петербург. Можно много говорить, как с помощью приложений насытить их досуг в Северной столице. Но надо понимать, что, несмотря на свою относительную молодость, город остается неудобным и для туристов, и для жителей.
Каждый, кто выходит летом в хорошую погоду на Невский, в первую очередь натыкается на туристов (часто иностранцев) и других горожан: они бегут, ходят, прогуливаются. В итоге неудобно всем (кроме китайцев — они считают, что у нас пусто и просторно). В центре ежедневно пересекаются множество групп: чиновники, бизнесмены, школьники, туристы. Для снижения нагрузки есть простое и очевидное решение — развести потоки, как эффективно это делают качественные торговые центры.
Первый шаг — вывести госучреждения на окраину города. Только в петербургской исполнительной власти Госкомстат насчитал 62,3 тыс. чиновников, к ним можно прибавить 16,1 тыс. областных (которые преимущественно также расположены в Петербурге). Плюс примерно 25 тыс. федеральных. Сегодня более 103 тыс. человек ежедневно перемещается по историческому центу города от одного комитета или службы к другому.
Кроме чиновников есть еще преподаватели вузов, ученые, студенты — их, по данным комитета по образованию, более 186 тыс. человек, включая 8 тыс. докторов и более 25 тыс. кандидатов наук.
Ну и бизнес. По подсчетам Colliers International, в историческом центре Петербурга расположено 1,45 млн м2 офисов. Если исходить из плотности 8 м2 на одно рабочее место, это еще 181 тыс. человек. В итоге более 460 тыс. человек ежедневно приезжает, уезжает, ходит по центру города. А тут еще и китайцы.
Причем если вынести и властные функции, и бизнес–центры, и учебные заведения из центра, хуже они работать не будут. Напротив, им не будут мешать 40–50 тыс. туристов. И главное — освободится много зданий (в очень хороших локациях), где можно разместить гостиницы, апартаменты, рестораны, новые музеи, жилье, креативные пространства. И расширить спектр развлечений–обучений, коих в Петербурге крайне мало.
Стандартный набор любого туриста в Петербурге — Невский, Эрмитаж, Русский музей, Мариинский театр и пригороды. Еще стрелка Васильевского острова и Петропавловская крепость. При этом совсем не задействованы набережные, которые можно посмотреть только с воды. Например, на Дворцовую не попасть из–за машин. Да и делать там нечего: ни кофе выпить, ни полезного чего узнать — сплошь учреждения или архивы.
Павел Никифоров