Пока не изобрели телепортацию. Катар подхватил идею петербургских студентов о парковке под землей

Автор фото: ТАСС

Идею переместить машины с улиц под дома и площади проработали студенты СПбГАСУ.

Идея не применима пока на родных почвах, но ее уже подхватил Катар: перед ЧМ–2022 там хотят воспользоваться технологиями петербургских ученых.

С легкой парковкой

Курсовая работа студентов из Санкт–Петербургского государственного архитектурно–строительного университета (СПбГАСУ) оказалась началом амбициозного проекта городских масштабов. Владимир Аипов, Полина Левинская, Татьяна Мельникова и Юлия Габдрахманова разработали план подземной автоматической парковки в историческом центре города — прямо под памятниками, рядом с реками и каналами.
"Это проект развития гостиницы "Невский Палас" на Стремянной ул. Так студенты отрабатывали план строительства подземного паркинга в уже существующем дворе. Потребность в парковочных местах здесь очень высокая, а вот самих мест — всего ничего", — рассказывает Анатолий Осокин, кандидат технических наук, доцент СПбГАСУ.
Действительно, в радиусе 300 м от места теоретического строительства находится всего 34 бесплатных парковочных места. Студенты предлагают устроить еще по крайней мере 63 места. Организация автоматической парковки на "минусовых" — то есть подземных — этажах обойдется почти в 145 млн рублей. При этом, по подсчетам авторов исследования, ежегодно такой паркинг сможет приносить около 40 млн рублей, а значит, окупится уже через 4 года.

В верном направлении

"Проблема с парковками в Петербурге обсуждается уже лет сорок. Раньше вопрос нельзя было решить из–за отсутствия технологий, но теперь они есть. Вот почему мы уже рассказывали о проекте на Стремянной ул. градостроителям и чиновникам. Нам тут же дали задание: проанализировать, можно ли сделать такие парковки еще по нескольким адресам в городе. Так появилось обоснование строительства паркинга на Конюшенной площади", — объясняет Анатолий Осокин.
Авторы подразумевают, что под площадью смогли бы парковаться не только легковые автомобили, но и туристические автобусы. План готов, вопрос в решении, инвесторах и финансировании: деньги нужны не только непосредственно на строительство паркинга, но и на перенос коммунальных сетей, усиление фундаментов зданий окружающей застройки.
"Недавно у нас были переговоры с представителями Катара, который готовится к ЧМ–2022 по футболу. Им нужно шесть подземных парковок на 1000 мест. Ценник за одно место такой, что даже в сложных петербургских грунтах за эти деньги можно было бы построить автоматизированную парковку. У нас в центре города для кассетных подземных паркингов, которые работают по принципу лифтов, себестоимость машино–места будет варьироваться от 3,5 млн до 4 млн рублей, а для классических одно– и двухуровневых затраты на место составят около миллиона рублей", — делится прогнозами Анатолий Осокин.

Заезд под землю

Конечно, любой проект с развитым подземным строительством для Петербурга — это чуть ли не инженерное чудо.
"Наши грунты сложные, характерные для тех городов, которые расположены в устьях рек и на берегах морей, например для Японии или Голландии. И Центральный вокзал Амстердама, и Исаакиевский собор стоят на фундаментах, под которыми есть больше 20 тыс. деревянных свай", — рассказывает Рашид Мангушев, доктор технических наук, заведующий кафедрой геотехники СПбГАСУ.
По сути, многоуровневые подземные паркинги начали делать в городе совсем недавно, около 10 лет назад. Тогда появился первый "разросшийся" вглубь на четыре подземных этажа торговый комплекс — "Атмосфера". Если любите устраивать собеседникам минутки занимательных фактов, то запоминайте: видите в ТЦ или ТК больше одного уровня парковки — будьте уверены, что здание построено после 2008 года.
"В целом сложность работ в центре Петербурга связана не только с грунтами, но и с наличием риска строительства подземных сооружений в непосредственной близости от прилегающих зданий исторической застройки. Дополнительная деформация таких зданий не должна превышать допустимые пределы. Конечно, все это влияет на конечную стоимость сооружения. И хотя с течением лет грунты не меняются, все же появляются новые технологии — более щадящие, современные. Вот почему с каждым годом становится все проще осваивать подземное пространство города", — дает справку Константин Ушаков, представитель компании "Ренейссанс Констракшн".
И все же иногда подземные парковки могут стать головной болью для застройщиков не только из–за сложных петербургских условий.
"В нашем проекте "Четыре горизонта" построен двухуровневый паркинг. Здесь основные сложности были связаны с сохранением исторического памятника — водонапорной башни 1900 года постройки. Надо понимать, что девелоперы не зарабатывают на парковочных местах, продавая их по себестоимости. То количество парковочных мест, которое застройщик обязан обеспечивать исходя из действующих нормативов градостроительного проектирования, по факту приходится продавать достаточно долго", — поясняет Михаил Гущин, директор по маркетингу Группы RBI.

Пусто не бывает

Зато в наземной части города "перенасыщения" парковками еще долго не предвидится. Наоборот, уже несколько лет в Петербурге стараются создать "платный центр": начали с Караванной и Итальянской, продолжили улицами между Невским и Лиговским пр., Кирочной и наб. реки Фонтанки.
"Технически систему организовали верно: в покрытие вмонтированы датчики, создана информационная система. Но вовремя не "подтянули" юридическую базу, и в итоге выяснилось, что штрафовать никого нельзя: МВД не может передавать личные данные городской администрации. Вот почему многие и не собираются платить за парковку. Но, как только система заработает, в городе наконец–то сократится и число автомобилистов, которые ежедневно ездят на работу в центр, и "блуждающий трафик" — бесконечный поиск освободившегося парковочного места в соседних кварталах", — прогнозирует Стив Каддинс, эксперт Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО.

Сравните с холодильником

Но в Городском центре управления парковками говорят: система все же работает. Несмотря на то что сейчас у города нет возможности взыскивать штрафы за нарушение правил, за 2018 год платные парковки принесли бюджету 65 млн рублей. Представители центра сообщают, что уже к 2022 году платными станут 52 тыс. мест в Адмиралтейском, Петроградском и Центральном районах.
"Когда вы покупаете себе домой большой холодильник, а он не вмещается на кухню, вы не говорите государству, мол, дайте мне теперь квартиру побольше. Но в случае с автомобилем почему–то считается, что город должен бесконечно субсидировать парковки. Такого не будет. Вот почему город вводит плату за парковку на улицах. Это будет самой эффективной мерой до тех пор, пока мы не научимся телепортировать машины из центра Петербурга куда–нибудь в Сибирь или Сахару, а потом возвращать их обратно", — объясняет урбанист Аркадий Гершман.
"Конечно, за три рубля четырехэтажный подземный паркинг не построить. И все же прямо сейчас мы можем начать делать даже мини–парковки кассетного типа на 10–12 мест. Если поставить такие небольшие проекты на потоковое строительство, то мы уберем хотя бы часть машин с улиц в центре города", — говорит Рашид Мангушев.
В больших городах и их исторических центрах площади застройки часто недостаточно для того, чтобы обеспечить потребность в парковочных местах, устраивая паркинг только в одном уровне. Так оптимальным решением становится устройство парковок в несколько уровней. Далее задача проектировщика — обеспечить удобную и хорошо продуманную коммуникацию между этажами. Большое значение имеет навигация, которая помогает водителям определить наличие свободных мест и быстро сделать выбор между уровнями. Как пользователи подземных паркингов, мы можем заметить, что нижний этаж всегда более свободный, а на верхнем уровне зачастую нет свободных мест и движение затруднено, в том числе и в направлении выезда. Именно эту проблему может решить грамотная навигация: с ней водители интуитивно выбирают нижний уровень и пользуются современным быстрым оборудованием на въездах и выездах из паркинга.
Ольга Бунина
главный архитектор «Ренейссанс Констракшн»
Университеты всегда считались аккумуляторами современной научной мысли. И проект с подземными парковками — он как раз об этом. Через нашу кафедру — кафедру геотехники — проходит почти треть студентов нашего университета, а это более 1200 человек. И всем нашим студентам на вопрос, можно ли теоретически застроить Петербург небоскребами, я всегда говорю: мы в силах спроектировать и построить здание с любой этажностью и подземным пространством любой глубины и объема. Дело только в финансовых возможностях инвесторов или государства. Такие проекты будут стоить гораздо дороже. Устройство лишь одного фундамента может потребовать капиталовложений, сопоставимых с надземной частью сооружения. Но есть ли в таких зданиях необходимость? Я сам живу на 22–м этаже, и это весьма комфортно. А вот на верхних этажах небоскреба «Бурдж–Халифа» в Дубае даже при небольшом ветерке чувствуешь колебания, амплитуда которых доходит до 3,5 м. Вообще человеку удобнее и привычнее быть в зданиях до 12 этажей. А остальное — это лишь условная «Трамп–тауэр»: памятник большим финансам и авторам проекта.
Рашид Мангушев
доктор технических наук, заведующий кафедрой геотехники СПбГАСУ