Учимся догонять время. Как будет выглядеть высшее образование в будущем

Автор фото: vostock-photo

Мечтатели уверяют, что в будущем высшее образование не потребует значительных усилий. Достаточно будет вставить новую карту памяти в нужный слот в голове.

Если вовремя подзаряжать мозг, этого должно быть достаточно, чтобы знать все о предмете. Критики на это возразят: "Википедия" и "Гугл" под рукой есть и сейчас, но разве люди стали от этого умнее? Так что даже киборгам придется учиться думать.
Конечно, описанная выше ситуация скорее из области научной фантастики. Но суть дилеммы по большому счету актуальна и сегодня. Мир меняется быстро — слишком быстро, чтобы классическое образование поспевало за ним. Одновременно и знаний в открытом доступе стало слишком много. Легко потеряться. Вузам в этой ситуации совершенно точно придется меняться, но как?

Лоцман в море знаний

"Информацию можно сравнить с водой. Раньше вуз был оазисом, в котором эта вода есть, а преподаватель был Моисеем, который выбивает ее из скалы. А сейчас у нас картина Айвазовского "Девятый вал", — говорит директор консалтинговой компании Martal Spb Игорь Рождественский. — Скилл по поиску воды в море не столь востребован. Востребованы услуги лоцмана".
Одновременно требования к срокам обучения повышаются. Тратить несколько лет на переквалификацию люди не готовы, поэтому длинные программы (которые сейчас вузу надо еще подготовить и согласовать, на это уходит много времени) будут уступать место небольшим курсам, считает эксперт. Именно такой подход даст конкурентные преимущества на меняющемся рынке труда, где пара "работник — работодатель" постепенно вытесняется парой "заказчик — исполнитель". Заказчику не важен послужной список и диплом, ему нужен специалист, способный решить конкретную задачу. Важно быстро обучиться навыкам, которые позволят это сделать.
Естественно, это не отменяет необходимости базового фундамента, который "поставит мозги на место" и научит человека мыслить и выявлять базовые закономерности. Как пример работающей модели — 3 года бакалавриата и затем короткие курсы обучения всю жизнь.
"В моем представлении университет станет точкой сбора различных специалистов, — говорит Игорь Рождественский. — Уже сейчас размывается граница между профессором и студентом. В ВШЭ студенты преподают SMM, потому что они лучше его знают. Студенты будут приходить со своими задачами, чтобы научиться, как их решать. У штатного профессора в этой ситуации может быть роль не провайдера знания, а модератора процесса обучения".

Образованность — удел элит?

Работа с таким "модератором знаний" предполагает личный контакт, а это может оказаться дорогим удовольствием в будущем, где мир смещается в онлайн. В результате система высшего образования может разделиться на элитарную и более доступную широким слоям, считает заместитель директора центра новых образовательных технологий СПбГЭТУ "ЛЭТИ" Николай Токарев.
Да, сейчас в интернете появляется огромное количество онлайн–курсов, но это иллюзия доступности. Ажиотаж вокруг дистанционного обучения сходит на нет. Фундаментальная наука в интернете представлена лишь разрозненными курсами, они могут помочь студенту освоить материал, но точно не дадут системного знания.
"Фундаментальное образование предполагает личный контакт с преподавателем, — говорит Николай Токарев. — Тут нужна школа, нужен долгий семинар, нужны люди, которые этим занимаются по 30–50 лет. У них в лабораториях, на их семинарах наука–то и создается".
По мнению эксперта, чтобы работать простым операционистом, человеку не обязательно будет осваивать азы высшей математики или теоретической физики. Обучение профессии отойдет корпоративным университетам, когда работодатель будет прямо приглашать абитуриентов к себе.
А фундаментальное образование станет элитарным. Вузы будут готовить людей, которые проектируют системы, а корпорации — людей для обслуживания этих систем, считает Николай Токарев.

Сотрудничество с вузом

Впрочем, пока корпорации больше склонны не к конкуренции, а к кооперации с крупнейшими образовательными площадками. Работодатели совместно с вузами разрабатывают программы обучения, чтобы вырастить специалистов, способных выполнять актуальные задачи. В этом смысле будущее за более индивидуализированным обучением, когда в одной группе учатся люди, которые в итоге получат разные специальности.
"Причем сама программа по ходу обучения будет постоянно меняться, — считает директор по связям с университетами в Mail.ru Group Сергей Марданов. — Если раньше корпорации стояли на выходе и ждали выпускников, то теперь они работают вместе с системой образования. Например, у нас есть образовательные проекты в семи ведущих российских вузах. Более того, бизнес уже помогает вузам работать с абитуриентами на входе — компании занимаются профориентацией и с вузами проводят олимпиады для школьников".
На индивидуализации настаивает и ректор Университета ИТМО Владимир Васильев. В его вузе первые 2 года студенты получают фундаментальные знания, затем уже определяется профиль. Ну а более высокий уровень подготовки доступен в магистратуре.
По словам Владимира Васильева, в среднем среди студентов одного года рождения примерно 5–7% хотят заниматься наукой, еще примерно 15% — это инноваторы, творческие люди, которые будут создавать собственное дело. Остальные — это непосредственно разработчики и конкретные исполнители.
"Больше всего меня пугает мысль о том, что все университеты должны быть одинаковыми, — говорит ректор ИТМО. — Это не так. Есть сугубо исследовательские университеты, их как раз примерно 5%. Другие готовят студентов к социализации, повышают качество интеллектуального потенциала своей страны. Это тоже замечательно. Мы все время пытаемся вывести какую–то среднюю, а надо работать по индивидуальному подходу. Важно то, что заложено в человеке, его мотивация и его выбор. Для этого нужно получать именно фундаментальное образование, а это не физика с математикой, а образ мышления".