Предлагаем вашему вниманию спецвыпуск, подготовленный "ДП" и посвященный высшему образованию Петербурга. Понятно, что самое лакомое в нем для читателей и представителей образовательной среды — рейтинг городских вузов. В его основе — данные о зарплатах выпускников вузов, которые мы почерпнули из мониторинга Минобрнауки. Цифр много, и для отражения разнообразия образовательной среды "ДП" выделил вузы по разным критериям. При этом, вопреки обычаю мерить достижения только госвузов, мы посчитали и частные образовательные организации. Одна из них в итоге даже стала победителем. Ректор–триумфатор в интервью "ДП" говорит о состоянии частного образования и раскрывает карты, которыми бьет солидные государственные образовательные учреждения.
Без страха и предела
Качество жизни и карьерной реализации — далеко не всегда результат самого факта наличия высшего образования. Однако его лучше иметь, чем пренебречь учебой. О том, какие преимущества она дает, какие складываются отношения между частными и государственными вузами и могут ли гуманитарии быть при деньгах, рассуждает Вадим ВОЛКОВ, ректор Европейского университета — победителя рейтинга "Делового Петербурга".
Европейский университет стал лидером рейтинга "ДП". Вы рады?
— Конечно, рад, это один из показателей общественного признания. В данном случае — признания качества университета рынком труда. Кстати, я еще и удивлен, поскольку у нас есть экономисты, например, но нет юристов или менеджеров, и много гуманитарных специальностей. А про гуманитарные специальности считается, что в жизни они приносят больше удовольствия, чем денег. Но, видимо, этот стереотип перестал соответствовать действительности. Оказывается, в Европейском университете учиться не только трудно и интересно, но и выгодно!
Что ЕУ может противопоставить маститым государственным вузам Петербурга?
— Я бы не сказал, что ЕУ себя противопоставляет государственным вузам, тем более что большинство тех, кто у нас преподает, являются их выпускниками. Наоборот, мы сотрудничаем с Вышкой, ИТМО, РАНХиГС и СПбГУ. Кстати, наши выпускники работают в том числе и в этих вузах. Но отличаемся мы тем, что можем себе позволить, пожалуй, более персональное обучение, включение в процесс исследований, международную среду.
Должно ли высшее образование быть доступным?
— Оно должно быть безусловно доступно тем, кто имеет талант и мотивацию много и хорошо учиться, так сказать, работать над собой с помощью профессора. Но это не большинство. Высшее не может быть массовым.
Каково сейчас место платного образования в России?
— По факту, на платных местах учится около 40% студентов в нашей стране, это преимущественно бакалавриат. И если рассматривать высшее образование как инвестицию и времени, и энергии, и как отказ от чего–то — буквально, как создание капитала, то образование и должно быть платным. Но должен быть и бесплатный сегмент или с сильным дисконтом, и в нем — исключительно меритократия, то есть это для тех, кто вложил очень много усилий, чтобы не вкладывать денег. И такой студент тоже платит, но по–другому, и это справедливо. В ЕУ, кстати, платный сегмент весьма небольшой. Другой критерий дифференциации — специальность и ее будущая рыночная капитализация. Странно было бы ставить высокую плату и ожидать потока желающих в педагогические или некоторые отраслевые вузы. И трудно представить себе бесплатную бизнес–школу.
Как меняется отношение людей к высшему образованию? Раньше диплом у многих пылился на полке, потому что они не работали по специальности. А теперь?
— Лучшая жизнь — это далеко не всегда работа по специальности. Кем вы стали, выяснится к 40 годам. А не тогда, когда вы выбрали специальность и получили первый диплом. Но, если вы его не получили, вы сами поставили предел своим устремлениям.
Сейчас у молодых людей на порядок больше возможностей для успешных экспериментов с собственной жизнью, чем это было в советское время. И мир пока еще открыт. Хорошее образование, особенно высшее, создает тягу или вкус к дальнейшему образованию и мобильности. И, наверное, оно должно избавлять как раз от страха сменить специальность, то есть давать понимание, что ты сможешь быстро дорастить себя до нового применения или, если это, скажем, наука, то освоить смежную дисциплину. По крайней мере, мы так стараемся учить.
В середине апреля ЕУ подал заявку на аккредитацию. Каковы шансы, что вы ее получите?
— Документы у нас приняли без замечаний. Мы рассчитываем на то, что ее получим. Стараемся в полной мере соответствовать.