Кузнецы кадров. Куда поступить, чтобы взлететь

Автор фото: Ковалев Петр
Вглядевшись в биографии членов правительства и глав отраслевых комитетов Смольного, "ДП" составил рейтинг петербургских вузов — поставщиков руководителей второй столицы России.
Для этого мы использовали информацию о первом высшем образовании с официального сайта городской администрации или же заслуживающие доверия открытые источники (если сайт не выдавал нужных подробностей). Не у всех чиновников удалось обнаружить название альма–матер. Не беремся судить о причинах, но сообщаем — посчитали только тех, информация о ком доступна. Первый и главный вывод. Обзор высших образований современной управленческой элиты является подтверждением тезиса о необходимости учиться. Причем желательно в городе и неоднократно. Только считаные единицы руководителей грызли гранит науки в регионах, а не в Ленинграде–Петербурге (или, на худой конец, в столице). И как минимум у половины начальников высшего звена — дополнительное высшее, а у некоторых и не одно.
Вузам — в зависимости от того, кто их выпускник, — присваивали баллы (3 — врио главы города, 2 — член правительства, 1 — руководитель комитета) и суммировали их. При равенстве использовали дополнительные показатели. Баллы за те учебные заведения, которые вели самостоятельную деятельность (пусть даже длительный период), получили вузы, к которым они присоединены. Известный "поглотитель" — Политех: в разные годы в его состав вошли Институт машиностроения (ЛМЗ–ВТУЗ), Заочный политехнический институт, Торгово–экономический университет (Институт советской торговли).
Второй вывод. Безоговорочную победу в рейтинге одержал СПбГУ. Среди его выпускников — пять членов городского правительства и шесть руководителей ведомств. При этом первая специальность главного финансиста Смольного Эдуарда Батанова — "радиофизика"; глава комитета по культуре Константин Сухенко по диплому журналист, а глава "трудового" ведомства Дмитрий Чернейко — "экономист, преподаватель политической экономии".
В противостоянии между "хозяйственниками" и "политиками", ярко проявившемся в середине 1990–х, во времена Анатолия Собчака и Владимира Яковлева, "хозяйственники" (из технических вузов) как минимум не проигрывают. Выпускник Ленинградского инженерно–строительного института (ныне Архитектурно–строительная академия) — врио губернатора Александр Беглов. Плюс еще два члена правительства и председатель комитета.
Полученное не в Петербурге образование — не шлагбаум в продвижении к большим должностям, но выпускников региональных вузов лишь несколько (например, глава комитета по вопросам законности Ольга Аришина профессиональное образование получала в Воронежском госуниверситете). И среди них превалируют военные.
Многим управленцам пришлось "добирать", чтобы соответствовать новым реалиям.
Глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры Сергей Харлашкин — в группе лидеров среди членов правительства и председателей отраслевых ведомств по количеству дипломов. Время получения и специфика демонстрируют в том числе нацеленность на вершины управления. В советский период логичным этапом после военного училища стала военная же академия. А понимание того, что экономические реалии меняются, пришло, похоже, раньше, чем у многих, и уже в 1992 году были получены корочки Высшей коммерческой школы по специализации "организация российского и международного бизнеса".
Соотношение выпускников, вовлекаемых в экономику Петербурга и возвращающихся для работы в исходные локации, у нас приблизительно одинаково и исторически примерно равнозначно. Вместе с тем сегодня обозначается новый тренд — трудоустройство на третьей территории — не в Петербурге и не там, откуда приехал выпускник, а в третьем регионе либо за рубежом. Есть и внетерриториальное трудоустройство, что характерно для децентрализованных проектных команд. Вследствие становления нового технологического уклада наблюдается потребность в специалистах, обладающих обновленными компетенциями в экономической сфере. Верны утверждения и о том, что выпускникам вузов объективно требуется "доводка" на первой работе, даже тем, кто проходил стажировки в компаниях или на предприятиях, и о том, что несоответствие уровня подготовки притязаниям работодателей — следствие их собственной неактивности по актуализации образовательных стандартов высшего образования. Однако ни одно не отражает ситуации в целом. Действительность все активнее диктует требование к системному преодолению существующих противоречий и подталкивает работодателей и образовательные организации к новой форме сотрудничества — совместной подготовке кадров.
Мария Сигова
ректор Международного банковского института
Выпускник университета не способен влиться в рабочий процесс, опираясь исключительно на знания, полученные в альма–матер. В общем это нормально. В то же время современный учащийся, да и специалист в целом, обладает доступом к ресурсам, дающим необходимые для адаптации в современном бизнесе знания. Ограничивать его может только недостаток мотивации. И как раз в том, чтобы формировать мотивацию, чтобы учить учиться, я и вижу миссию вуза. Мы сотрудничаем со многими учебными заведениями, наши ведущие специалисты читают лекции, проводят полноформатные курсы. Более того, наша компания участвует в разработке и реализации полноценных образовательных программ, в том числе трех магистерских и одной бакалаврской, которая откроется на базе СПбГУ в 2020 году. Фундаментальная подготовка и база, безусловно, для будущих специалистов необходимы, компании дополняют их образование актуальными кейсами из практики, навыками, актуальной для успешного трудоустройства и построения карьеры информацией.
Александра Глазкова
вице–президент по HR и корпоративному маркетингу BIOCAD
Работодателям важно, какие вузы оканчивают кандидаты. Особенно ценятся вузы европейские или стажировки, обменные программы в Европе. Далее идут университеты, работающие давно, — СПбГУ, Политехнический университет и так далее. Современные вузы, недавно организованные, пользуются меньшей популярностью. Также не могу не отметить диплом с отличием — это требование имеет место примерно у 10–15% работодателей, позитивно к этому относится примерно половина работодателей. Есть компании, которые не придают значения образованию, примерно также 15%. Очень важным компании считают наличие специального образования — если бухгалтер, то должно быть бухгалтерское или финансовое образование, инженеры — техническое, и так далее. Это требование есть практически у 90% компаний.
Арина Куприна
руководитель агентства «PAI Персонал»