Дело хлопотное. Закон о "суверенном интернете" начал обрастать проектами нормативно–правовых актов

Автор фото: Vostock-Photo
Похоже, что разработчики закона о "суверенном интернете" пришли к выводу, что создание национального интернет–фильтра может затянуться. Поэтому новые нормативно–правовые акты (НПА) предусматривают возможность полного или частичного отключения интернета в РФ — "при наличии угроз", например.
Необходимость закона об "обеспечении безопасного и устойчивого функционирования" интернета в России обосновали возможной угрозой со стороны США. Он должен вступить в силу 1 ноября 2019 года.
В рамках закона должно быть принято более 40 подзаконных актов. Пока утверждено только два из них, еще порядка 15 проектов НПА опубликовано для публичного обсуждения.
Так, правительство уже приняло постановление "О центре мониторинга и управления сетью связи общего пользования", а Минкомсвязи разработало подзаконные акты. Среди них — "Об утверждении порядка централизованного управления сетью связи общего пользования".
Согласно проекту, это самое централизованное управление будет осуществляться Роскомнадзором в случаях "неотложного реагирования на угрозы". Для чего предусматривается создание при ведомстве центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования, а также установка в сетях операторов "технических средств противодействия угрозам".
Актуальность и серьезность угроз, согласно проекту, будет определять Минкомсвязи "по согласованию с ФСБ". При этом документ к числу угроз относит, например, "дестабилизирующие внутренние или внешние информационные воздействия".
То есть в случае возникновения "угрозы безопасности" Роскомнадзор сможет полностью или частично отключить интернет в России. При этом операторы, конечно, могут узнать у чиновников: почему, собственно, их абоненты вдруг лишились услуг интернет–доступа? Если запрос составлен верно, то Роскомнадзор в течение 5 дней даст ответ (что–то типа "ввиду большой и актуальной угрозы безопасности").
В настоящее время отключение голосовой связи или интернета также возможно — например, по требованию ФСБ. Так, за последний год в Ингушетии мобильный интернет отключали не менее 8 раз. Основанием для отключений становилась угроза совершения "диверсионно–террористических актов", но по времени они совпадали с планировавшимися или проходившими протестными акциями.
Однако для сетей фиксированной связи такой порядок отключения услуг связи — дело хлопотное. Только в Петербурге почти 3 тыс. лицензированных интернет–провайдеров. Одновременно выдать им всем предписания на отключение интернета вряд ли удастся, а постепенное отключение услуг может не остановить распространение нежелательной информации.