На Восстания заложили необарокко. Судьбу особняка Мясникова решат в суде

Автор фото: Сергей Ермохин

Судьбу особняка купца Мясникова стоимостью 1,3 млрд рублей решит арбитражный суд. Банк "Санкт–Петербург" банкротит ООО "МИМ", владельца этого здания.

Банк "Санкт–Петербург" обратился в Арбитражный суд СПб и ЛО с заявлением о банкротстве ООО "МИМ", которое с начала 2000–х годов реализовывало крупный инвестпроект в историческом центре города. Размер претензий финансового учреждения составляет 1,18 млрд рублей.
Истец также заявил ходатайство о включении его в третью очередь кредиторов с требованием 762,7 млн рублей как обеспеченное залогом. Пока оно не рассмотрено, но, скорее всего, суд просьбу банка удовлетворит.
Поводом к обращению в суд стал договор кредитования, заключенный финансовым учреждением с "МИМ" в 2007 году на 800 млн рублей. Компания, созданная в 1999 году, специализировалась на строительстве жилых и нежилых зданий. "МИМ" связывали со столичным Инстройбанком.
В 2003 году девелопер получил от города особняк купца Мясникова (ул. Восстания, 45, лит. А, Б, В), построенный в стиле необарокко по проекту архитектора Александра Гемилиана в 1857–1859 годах. По условиям инвестдоговора, "МИМ" должен был переселить располагавшуюся здесь больницу № 6 в здание на набережной реки Волковки, а само здание реконструировать в VIP–гостиницу. Предполагалось построить отель площадью около 8 тыс. м2. В 2008 году реконструкцию здания завершили (3,13 тыс. м2). Отель был сдан в эксплуатацию и перешел в собственность "МИМ" (земельный участок находился в аренде). Однако условия инвестдоговора были выполнены частично: во дворе так и не построили еще один гостиничный корпус. Скорее всего, именно для реализации этого проекта "МИМ" кредитовался в "Санкт–Петербурге", дополнительно заключив в 2008 году договор ипотеки. По всей видимости, залогом в нем стал исторический особняк–памятник.
Не исключено, что "МИМ" не смог выполнить обязательства перед банком, что дало финансовому учреждению повод в феврале этого года объявить о намерении банкротить компанию, чья выручка в 2017 году составила 975 тыс. рублей. При этом, как отмечает управляющий партнер юридической компании "Варшавский и партнеры" Владислав Варшавский, по закону банки находятся в привилегированном положении перед остальными кредиторами: им нет необходимости ждать 3–месячной просрочки исполнения обязательств и получать решение суда о признании задолженности ответчика перед банком.
Арбитражный суд признал заявление "Санкт–Петербурга" о несостоятельности "МИМ" обоснованным и открыл в отношении него конкурсное производство на 6 месяцев.
Параллельно с банкротным процессом банк выставил на торги особняк купца Мясникова с ценой 1,3 млрд рублей.
Эта ситуация, как отмечает Владислав Варшавский, может разрешиться несколькими способами. К примеру, суд распорядится обратить взыскание на заложенное имущество, которым банк сможет распорядиться. Или же банк продаст на торгах здание и получит возмещение, но тогда суд откажет ему в финансовых требованиях. Однако такой вариант при сегодняшней ситуации на рынке недвижимости достаточно сомнителен: исторический особняк не является суперликвидным активом.