Можем накормить мир. Экономика Петербурга стагнирует, несмотря на рост промышленности

Автор фото: Сергей Вдовин

Несмотря на неплохой рост в промышленности, в целом экономика Петербурга стагнирует. Доходы жителей падают, как следствие — стоят розничные продажи и сфера услуг.

Петростат опубликовал очередную порцию макроэкономической статистики. Главным достижением объявлен заметно ускорившийся рост промышленного производства — этот показатель увеличился сразу на 5,1%. Впрочем, цифра эта блекнет на общем фоне. Всероссийский показатель тоже значительно вырос. Правда, со скандалом: первоначальную оценку в 4,9% Росстат официально отозвал, новая оценка — плюс 4,6%. "На моей памяти такое происходит впервые", — написал в своем телеграм–канале директор аналитического департамента "Локо–Инвест" Кирилл Тремасов.

Экспорт вытягивает

Главный источник роста городской промышленности — автокластер. По данным агентства "Auto–Dealer–СПб", рост производства на городских автопредприятиях Hyundai, Nissan и Toyota составил 7% (выпущено 129,3 тыс. машин). Если так пойдет и дальше, в конце года нас может ждать рекорд. Особенно интересен генезис роста: только российские деньги, очевидно, не могут обеспечить такой динамики, а вот в странах СНГ новые покупатели есть.
"Факторами роста становятся увеличение экспорта и популярность петербургских автомобилей на внешних рынках. Например, Toyota Camry является лидером авторынка Казахстана", — говорит генеральный директор "Auto–Dealer–СПб" Михаил Чаплыгин.
По данным таможни, за I квартал из Петербурга на экспорт ушло 4,5 тыс. автомобилей. Это почти на 20% больше, чем годом ранее, но составляет всего лишь 5% от объема петербургского производства. Основные покупатели — Белоруссия и Казахстан, заметная доля есть также у Азербайджана и Киргизии. Выход на экспорт сейчас — одна из самых эффективных стратегий выживания, подтверждают на ЛКХП им. Кирова (мукомольная промышленность). Компания активизировала усилия для экспансии на внешние рынки. "Если мельницы страны загрузить процентов на восемьдесят пять, то дополнительный объем только муки составит около 10 млн тонн. Мы действительно можем накормить мир. Как следствие — дополнительные рабочие места, повышение производительности, увеличение налоговых поступлений. И эта ситуация характерна для многих отраслей. Экспорт может стать тем серьезным качественным драйвером, который простимулирует развитие внутреннего производства, ведь, чтобы продать качественный продукт за рубеж и выстроить долгосрочные партнерские отношения с клиентом, изначально необходимо произвести этот самый качественный продукт", — говорит административный директор предприятия Елена Мамичева.

Лекарства и пластмассы

Помимо автомобилей значительный рост объемов отгруженной продукции демонстрируют производители напитков (плюс 18,4%, до 20 млрд рублей), а также резиновых и пластмассовых изделий (плюс 21,7%, до 12,9 млрд рублей). Больше всех за 4 месяца выросли фармацевты (плюс 48,6%, до 13,2 млрд рублей), однако динамика эта неустойчивая, жалуются участники рынка.
"Несмотря на то что мы наблюдаем увеличение отгрузок лекарственных препаратов (например, рост более чем на 30% у нас за январь–апрель 2019 года), по нашему мнению, говорить о тренде в данный момент преждевременно. Положительная динамика на рынке в целом может быть связана с локальным ростом отгрузок в бюджетном канале", — рассказали в пресс–службе компании "Герофарм".

Доходы еще упали

Все остальные ключевые макроэкономические показатели пока не радуют. Реальные доходы населения города упали на 2%, а значит, повышение спроса на товары может быть сгенерировано только за счет кредитных ресурсов. Общая задолженность физлиц перед банками в Петербурге, по данным на 1 апреля, составила 821 млрд рублей. Год назад было 637 млрд (интересно, что размер просрочки, напротив, сократился). По данным Объединенного кредитного бюро, за I квартал рост кредитования населения в Петербурге и Ленобласти составил 17%. Причем кредиты наличными выросли на 36%, новые кредитные карты — на 16%, автокредиты — на 7%.
Но даже массивное кредитное плечо не помогает заметно нарастить потребление. Оборот розничной торговли с начала года в Петербурге вырос всего лишь на 1,7% (главным образом за счет непродовольственных товаров), сфера услуг тоже в стагнации — объемы выросли лишь на 1,4%.
"К сожалению, это даже ростом назвать достаточно сложно. После того как в 2015–2016 годах физические объемы продаж упали на 15%, мы пока еще только восстанавливаемся и далеко не вернулись на докризисный уровень, — говорит Иван Федяков, генеральный директор INFOLine. — Даже официальные прогнозы говорят о том, что еще 2–3 года потребуется на восстановление. Стагнация объяснима. Не растут реальные доходы населения, и по большому счету правительство ничего не делает, чтобы эту ситуацию изменить. Всем было понятно, что изменение ставки НДС однозначно ударит по темпам роста. Как следствие, ретейлеры сейчас сворачивают свои проекты. Даже в тяжелый период 2015 года ситуация выглядела лучше".

Строители берут паузу

Не внушают надежду и опережающие показатели. Объем инвестиций в основной капитал в Петербурге сократился с 88,4 млрд до 76,5 млрд рублей (минус 29,8%). Правда, эксперты призывают не драматизировать ситуацию.
"Инвестиции в основной капитал — сам по себе достаточно волатильный показатель, который по конкретному субъекту может значительно колебаться. Искать политическую подоплеку (например, неуверенность инвесторов в предвыборный период) бессмысленно. Мог сказаться эффект высокой базы", — считает эксперт–аналитик АО "ФИНАМ" Алексей Калачев.
Также одна из причин — осторожность строительного сектора. Из статистики видно, что объемы строительных работ в городе сократились на 19,7%, объем ввода нового жилья упал в 2,5 раза. Эксперты объясняют, что это рынок берет паузу из–за внедрения проектного финансирования.
"Да, мы заметили некоторую приостановку на рынке. До сих пор застройщики форсировали продажи, чтобы подвести параметры готовности и распроданности объектов до уровня, позволяющего работать по старой схеме. Но теперь, очевидно, многие берут тайм–аут, чтобы осмыслить новую реальность и пересчитать финансовые модели, — говорит Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости компании Colliers International в СПб. — Ситуация неоднозначная. Рынок все равно затоварен, он перегружен предложением".

Всех все устраивает

На этом фоне интересно обратить внимание на свежие данные "Российского экономического барометра"(РЭБ). Согласно отчету, индекс одобрения экономической политики среди топ–менеджеров предприятий в России составил 46% (выше он был только в 2007 году, да и то лишь на 1 процентный пункт), при этом не одобряют проводимую политику только 26% (локальные максимумы на уровне 60–70% зафиксированы в 1994–1999 годах). Так что получается, стагнация — вполне комфортное состояние для российского бизнеса. И застряли мы в нем надолго. По ощущениям предпринимателей (этот показатель также рассчитывает РЭБ), до выхода из кризиса нам осталось чуть больше 7 лет.