Шантажом и печеньками. Обогащение клубов–грандов справедливо, но провоцирует нелюбовь

Автор фото: Vostock-Photo
Правящая система в европейском клубном футболе — корпоратократия — еще раз доказала свою власть: на следующей неделе в финалах Лиги чемпионов и Лиги Европы встретятся четыре представительницы самой богатой в футбольном мире Английской премьер–лиги. Среди лидеров российского футбола — тоже пять самых зажиточных клубов России.
Бюджет футбольного клуба становится одним из главных факторов успеха. Как бы мы ни искали исключения (допустим, взлет "Аякса" в этом году) и ни вспоминали крылатые выражения вроде высказывания великого футболиста Йохана Кройфа, мол, он ни разу не видел, чтобы денежный мешок забил гол, — сейчас мы наблюдаем это регулярно, а власть переходит к футбольным корпорациям. И это не обязательно крупная компания, владеющая клубом. Это может быть sugar daddy ("сахарный папик"): арабский шейх ("Манчестер Сити", ПСЖ) или российский олигарх (Роман Абрамович в "Челси", Рыболовлев в "Монако").
Можно выделить манеры, присущие таким футбольным клубам.
Первая: попытка изменить футбольные правила в своих интересах. Это желание получить эксклюзивные права на телетрансляции или поменять лимит на легионеров. Популярные европейские клубы много лет ведут тайные переговоры об изменении системы розыгрыша еврокубков. И многие их предложения уже приняты. Если в Кубке европейских чемпионов выступали только победители чемпионатов, то сейчас от ведущих стран в Лиге чемпионов — по четыре представителя. Один чемпион и три нечемпиона.
Основной метод шантажа — европейские гранды угрожают УЕФА выходом из еврокубков и созданием своей закрытой Суперлиги. И президент УЕФА Александер Чеферин готов плясать под дудочку футбольных олигархов: "Заявлять, что богатые все у нас отнимают, — это типичный популистский инструмент. Это правда, что крупные клубы много зарабатывают и получают большие призовые. Но они приносят нам очень много денег — вы забываете об этом".
Второе: неоправданно высокие трансферные расходы. Можно согласиться, что в выигрыше остаются и маленькие команды, получившие свою долю, но за игрока из бедного клуба никто не выложит огромные деньги. Обычно цепочка сложнее: бедный — средний — богатый — олигарх. В этом случае свою долю получает каждый, но неравномерно. Исключения: клубы, которые готовят игроков на продажу, — голландские (особенно "Аякс") и португальские.
Третье: покупка игроков из клубов–конкурентов "для глубины состава". Берем ненужное, зато дешево. Можно вспомнить ростовский призыв в "Зените" и орлов из Самары. Никто из них не играет, а большинства уже нет в клубе.
Четвертое: покупка игроков "на будущее". Если вундеркинд–молокосос не может пробиться в состав, он отправляется в аренду. И вместо того, чтобы расти и развиваться в своем родном клубе, вынужден слоняться по городам и командам, где он не чувствует ни истории, ни ответственности, ни любви болельщиков.
УЕФА хочет ввести в правило финансового фейр–плей пункт, ограничивающий количество игроков на контракте. И отрегулировать вопросы аренды вплоть до отмены этой функции. Хотя крупные клубы этого не допустят, но на какие–то ограничения они вынуждены будут пойти.
Пятое: создание собственных медиа, музеев, открытие клубных магазинов в аэропортах и на вокзалах. Глобальный пиар и новые (для еврограндов в приоритете — азиатские) рынки.
Шестое: благосклонность судей и всякого рода дисциплинарных органов. Тут дело даже не в каких–то прямых видах стимулирования. Просто кому хочется связываться с тем, кто может добиться отстранения неугодного судьи от матчей? Бывший футболист АПЛ пишет: "На матчах "Челси" складывается ощущение, что Джон Терри тоже бегает со свистком, так сильно его влияние на решения судей".
Седьмое: любовь комментаторов и журналистов. Обычно любое результативное действие аутсайдера оценивается как сенсация, а действия фаворита: "недооценили соперника", "расслабились", "не собрались" — будто три очка уже лежали у них в кармане, но какие–то шустрики проявили небывалую прыть.
Наконец, невероятные "золотые парашюты" для тренеров. Есть еще и прочие "печеньки" вроде телефонных номеров с номером игрока. Но это — вторично. Главное, что богатые — богатеют. И это справедливо, ведь у них больше и славы, и спонсоров, и болельщиков.
Впрочем, и ненавистников у богатых гораздо больше. И не только среди миллионов болельщиков маленьких клубов.