Райдеры набирают скорость. Продажи гироскутеров и сегвеев растут

Автор фото: Vostock-Photo

Гироскутеры и сегвеи все чаще приобретаются для развлечения и отдыха. Для езды по бездорожью нужны полноценные транспортные средства — квадроциклы и мотовездеходы.

Продажи самоходной техники для развлечений растут. Это касается как двухколесных сегвеев и гироскутеров, так и четырехколесных квадроциклов и мотовездеходов. И если первые не способны преодолевать серьезные препятствия и могут использоваться только на ровных дорогах, то вторые отлично справятся с ездой по пересеченной местности.
Сегвей — электрическое самобалансирующееся транспортное средство с двумя колесами и рулем для совершения поворотов. Более простым устройством является гироскутер, в котором используется гироскоп для определения баланса человека на платформе, а скорость управляется наклоном тела. Некоторые модели могут оснащаться телескопической рукояткой для дополнительного управления руками, что делает их похожими на сегвеи.
Передвигаться на сегвеях и гироскутерах без риска упасть можно только по асфальту и грунтовых дорогах без сильных неровностей (например, ям, выпирающих из–под земли корней деревьев и т. д.). Комфортная и безопасная скорость езды в этом случае составит 10–15 км/ч. Запас хода без подзарядки для таких устройств — до 30–40 км.
На российском рынке в основном представлены сегвеи китайского производства, с упрощенным вариантом подвески, не позволяющим преодолевать серьезные препятствия.
"Сегвеи изначально не предназначены для экстремального отдыха, и все их возможности по преодолению препятствий призваны в первую очередь обеспечить безопасность райдера. Сюда относится и разноименная подвеска, позволяющая колесам работать независимо друг от друга. Разноименная подвеска — главный аргумент против бездорожья, присутствует только на аппаратах американского производства (марка Segway)", — говорит Георг Нейман, директор по развитию и продажам ГК "Электротаун".
Для поездок за городом лучше выбирать модели с наибольшим диаметром колес (10 дюймов и больше). "Как правило, такие колеса еще и надувные, что обеспечит хоть какую–то амортизацию, так как никакой другой в сегвеях и гироскутерах не предусмотрено. Из аксессуаров можем рекомендовать в первую очередь индивидуальную защиту на колени, локти, кисти, а также шлем. Сегвей можно дополнительно защитить от повреждений мягкой амортизирующей лентой на двустороннем скотче", — добавляет Георг Нейман.
Стоимость гироскутеров с более–менее подходящими характеристиками для "внедорожья" начинается от 10–11 тыс. рублей, сегвеев — от 35–40 тыс. рублей. Цена американских аппаратов Segway стартует от 300 тыс. рублей. Однако из–за высокой цены особой популярностью они не пользуются, занимая, по оценкам экспертов, лишь 0,1% российского рынка.
В 2018 году объем рынка сегвеев и гироскутеров в России вырос на 4% и составил 113,7 тыс. штук, или 1,4 млрд рублей, подсчитали в компании IndexBox Russia. На долю Петербурга и Ленинградской области приходится порядка 13% общероссийских продаж данной техники.
Наиболее популярные марки — китайские Wmotion и Smart Balance Wheel, занимающие по 20% объема российского рынка. Также крупнейшим импортером гироскутеров и сегвеев выступает Wuyi Jinsheng Garden Tools Co. Ltd из Поднебесной с рыночной долей 14%. На остальных производителей, в основном китайских, приходится менее 5% по каждому бренду.
По мнению Георга Неймана, способствовать росту продаж данной техники может развитие инфраструктуры городов и поселков: создание велосипедных дорожек, специально обозначенных дорожек в парках и развитие сети прокатов. Сдерживающими факторами являются небольшой объем батареи таких устройств и невозможность использовать их как полноценное транспортное средство.

Короли бездорожья

Для активного отдыха за городом лучше всего подходят квадроциклы, или ATV (All–Terrain Vehicle), — четырехколесные мотовездеходы с мотоциклетной посадкой и рулем велосипедного типа. Они делятся на утилитарные и спортивные модели. Могут быть как одноместными, так и двухместными.
Бюджетные российские и китайские квадроциклы сегодня стоят 300–500 тыс. рублей, премиум–сегмент начинается от 1 млн рублей.
"Квадроцикл способен пройти в тех местах, где автомобиль встанет. Многие покупатели предпочитают использовать квадроциклы как средство для развлечения, а не как постоянный транспорт. Соответственно, и эксплуатировать его предпочитают за территорией городов", — рассказывает Роман Слюсарев, руководитель отдела продаж мотонаправления ГК "Веломоторс".
По словам управляющего компанией "Мотопрайд" Сергея Ворганова, наиболее востребованы двухместные утилитарные квадроциклы, которые лучше всего подходят для семейных поездок. Также они отличаются универсальностью и могут использоваться для работы — перевозки грузов и уборки снега.
"Спортивные модели используются в трофи–рейдах, для езды по болотам и пересеченной местности. Они имеют большие колеса и клиренс для преодоления любых преград. В основном их выбирают спортсмены и обычные райдеры для поездок по суровому бездорожью", — говорит Сергей Ворганов.
Также на рынке представлены мотовездеходы класса SSV (Side–by–Side Vehicle), или багги. Это спортивные модели, в которых водитель сидит в автомобильном кресле, привязан ремнем безопасности, жмет на педали и крутит руль. Как и автомобиль, они могут иметь крышу, двери и лобовое стекло. Эти вездеходы обычно используются профессионалами в спортивных мероприятиях.
Для управления четырехколесным мотовездеходом нужно сдать экзамен на получение прав категории А1 ("Удостоверение тракториста–машиниста") и поставить технику на учет в Гостехнадзоре.
По данным IndexBox Russia, объем российского рынка квадроциклов (мотовездеходов) в 2018 году вырос на 17% и составил 21,6 тыс. штук. В денежном выражении рынок оценивается в 13,2 млрд рублей. На Петербург и Ленобласть приходится порядка 11% продаж данной техники в стране.
Лидерами рынка являются производители "Веломоторс" (марка Stels), "Русская механика", Arctic Cat, BRP, CFMOTO, Polaris Yamaha. "На рынке фиксируется рост доли дешевой импортной продукции (в основном из Китая), соответственно, увеличение доступного предложения на рынке формирует текущий спрос у покупателей, ранее откладывавших покупку из–за высокой стоимости квадроциклов", — отмечает Мария Айриян, специалист департамента конъюнктурных исследований рынка IndexBox Russia.
"Продажи квадроциклов в СЗФО увеличиваются каждый год. Способствовать росту продаж могут популяризация активного отдыха среди населения, выпуск новых моделей и ценовая политика производителей", — считает Роман Слюсарев.
"В апреле спрос на электросамокаты в "М.Видео" вырос в 8 раз в деньгах и в 15 раз в штуках. Продажи электросамокатов в деньгах уже превышают оборот гироскутеров, а к концу года их доля в штуках может увеличиться с 35% до 45%. Гироскутеры все еще занимают лидирующие позиции в штуках, около 60%, но они уже насытили рынок и перестают расти. Динамика продаж в Петербурге соответствует общероссийским трендам", — рассказала Валерия Андреева, представитель группы "М.Видео — Эльдорадо".