Просите, и дано будет. Смольный получит из Москвы на дороги вдвое меньше, чем хотел

Автор фото: Ермохин Сергей

Но тратить средства надо иначе, считают эксперты.

Петербургу наконец одобрили федеральное софинансирование объектов транспортной инфраструктуры до 2024 года. Правда, меньше, чем Смольный просил. Эксперты, впрочем, сомневаются, что строительство всех этих магистралей — правильный способ развития транспортной системы Петербурга.

Большие планы

О том, что врио губернатора Александр Беглов попросил правительство РФ включить в "Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года" ряд петербургских транспортных объектов, известно с ноября 2018 года. Тогда заявлялось, что в список вошло около двух десятков объектов: автомобильные дороги, новые путепроводы, проекты внутригородского пассажирского железнодорожного движения и ТЛЦ "Бронка". Их суммарная стоимость превышает 445 млрд рублей, из федерального бюджета город по закону может получить не больше 37%.
Преимущественно Петербург просил денег на дорожные объекты. В частности, на реконструкцию Московского шоссе и участка трассы А–180 "Нарва" от ж.–д. станции Лигово до Красного Села. Стоимость первого объекта составляет 7 млрд рублей, второго — 3,1 млрд рублей. В списке также были строительство магистрали М–49 от Приморского шоссе до развязки с ЗСД стоимостью 7,7 млрд рублей и продолжение Суздальского пр. от дороги на Каменку до Планерной ул. стоимостью 2,6 млрд рублей, строительство подъездов к "Лахта–центру" и др.
Кроме того, Смольный просил денег на Широтную магистраль скоростного движения (ШМСД), она же ВСД (Восточный скоростной диаметр), и 1–й этап Южной широтной магистрали за 6 млрд рублей, которая соединит Волхонское шоссе с Московским и Петрозаводским шоссе в Металлострое.
Запрашивали федеральное софинансирование на Южно–Волхонскую дорогу (1,7 млрд рублей), реконструкцию путепровода на пр. Энгельса (3,2 млрд рублей), самого пр. Энгельса, на строительство путепровода на ул. Юннатов (3,2 млрд рублей) и транспортной развязки на пересечении Московского шоссе и Дунайского пр. (3,5 млрд рублей).

Урезали вдвое

В декабре 2018 года КРТИ сообщал, что только на дорожные проекты город ждет от федеральных чиновников до 2024 года 88 млрд рублей. Но на состоявшемся в Смольном 17 мая совещании под руководством зампреда правительства РФ Максима Акимова сообщили, что Петербург получит только 45,2 млрд рублей на 25 объектов. Возможно, это связано с тем, что проекты не прошли фильтр Аналитического центра при правительстве. Как ранее писали "Ведомости", качество документов не отвечало методике оценки и Петербургу предложили представить дополнительные сведения.
По ВСД федералы запросили информацию о возможности привлечения внебюджетных источников финансирования. В Смольном надеются до конца года определиться с перспективами получения денег на этот объект и, исходя из этого, планировать его строительство.
В первую очередь власти Петербурга начнут строительство Южно–Волхонской дороги и Южной широтной магистрали (1–й этап), а также реконструкцию Петрозаводского (2–й этап) и Приморского (2–й этап) шоссе. Работы предполагается начать в 2020 году. Общая стоимость этих объектов — 17,5 млрд рублей, из бюджета страны дадут 6,5 млрд рублей.

Дорог не настроишься

Эксперт транспортного развития территорий ИТП "Урбаника" Илья Резников считает, что отнести к первой очереди объекты на юге города — логично. Необходима и реконструкция Петрозаводского шоссе, поскольку без этого не удастся хоть как–нибудь облегчить жизнь новостройкам южнее Рыбацкого, которые там возникли без нормального транспортного подъезда.
"Реконструкция Приморского шоссе (2–й этап) — это подключение к нему "Лахта–центра". Да, без этого не обойтись, хотя к решению именно городских транспортных проблем этот проект имеет мало отношения", — считает Илья Резников.
Профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ Андрей Горев считает, что 25 проектов, которые Петербург выбрал для софинансирования федеральным бюджетом, имеют ту или иную актуальность в свете отставания транспортной системы города, но не выполняют главную задачу, которая заключается в первоочередном развитии городского пассажирского транспорта (ГПТ), особенно внеуличных видов транспорта, связывающих город с областью, где приоритетнее всего трамвай.
"Ни один город в мире не смог и никогда не сможет создать транспортную систему для свободного движения автомобилей — даже в США это уже давно поняли и активно занимаются развитием ГПТ как основного средства обеспечения мобильности населения. У нас и власти города, и власти области все никак это понять не могут, странно. Поэтому просят денег на развитие автомобильного движения, а не ГПТ. Дошло до беспрецедентного субсидирования поездок по ЗСД, когда за каждую поездку бюджет доплачивает в 3 раза больше, чем за поездку пассажира в метро", — прокомментировал "ДП" Андрей Горев.
Отсутствие у города единой программы развития транспортной сети видит и Илья Резников. "По моему мнению, предлагается сделать проекты, которые кажутся более простыми (часто мнимо), или проекты, которые кто–то лоббирует. Выбор приоритетов нельзя назвать ни логичным, ни прозрачным. Например, ВСД я бы поддержал только в том случае, если бы он проектировался бесплатной магистралью", — говорит урбанист.

Высосут все соки

Директор ассоциации "Дормост" Кирилл Иванов считает, что перед началом строительства ВСД Петербургу нужно решить много городских проблем и предложенный Смольным список объектов должен с этим справиться.
"Строительство ЗСД, на которое ушли огромные деньги, было одним из факторов, который привел к плачевному состоянию дорожно–мостовой отрасли Санкт–Петербурга. Когда один объект и один подрядчик, остальным не выжить. Даже несмотря на то, что многие компании работали на субподряде на строительстве ЗСД — на субподряде всякое случается, деньги не платят, договоры расторгают. Сейчас грядет второй ЗСД — ВСД, второй большой объект, который опять высосет все ресурсы из города: и производственные, и финансовые. И, пока эта стройка не началась, для дорожного хозяйства очень важно привести себя в порядок, накопить жирок, производственный и финансовый, дать ответ на ожидания горожан по улучшению транспортной инфраструктуры", — считает Иванов.
При правильном управлении отраслью федеральные деньги могут остановить похороны дорожных компаний, добавляет эксперт, а город получит приличную субвенцию, если средства освоят прописанные в Петербурге подрядчики, а не "варяги". Тогда деньги в виде налогов осядут в казне города.