Осторожно, газ! Почему Петербург не торопится переходить на газовый транспорт

Автор фото: Валентина Свистунова
К 2020 году половина общественного транспорта городов–миллионников должна работать на газовом топливе. Но исполнение федеральных новаций в Петербурге идет со скрипом. Петербургские власти взяли под козырек, но загвоздка — в решении земельных вопросов для размещения заправок.
"Приобретение подвижного состава за счет бюджета Санкт–Петербурга будет осуществляться при условии строительства и ввода в эксплуатацию автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС)", — прямо обозначена зависимость в Программе внедрения газомоторного топлива в автотранспортном комплексе Санкт–Петербурга на 2014–2023 годы. Сейчас в Петербурге как у городских, так и у частных перевозчиков в парке не более 10% автобусов, работающих на газе. За 4 года город будет вынужден совершить технологический скачок и обзавестись сетью заправок, чтобы выполнить задуманное.

Льготами сыт не будешь

К 2023 году, согласно городской программе внедрения газомоторного топлива, город планирует закупить 1231 автобус на общую сумму 22,3 млрд рублей. В прошлом году на программу должны были выделить 1,8 млрд рублей, а в этом — 3,4 млрд рублей. Причем в 2018 году должно было быть закуплено 114 автобусов, в дальнейшем комитет планировал ежегодно закупать по две сотни автобусов.
Внедрению газового транспорта призван способствовать и Документ планирования регулярных перевозок — его разрабатывает комитет по транспорту, внедрение запланировано на следующий, 2020 год. Он не только закрепит единую концепцию по развитию общественного транспорта, но и ужесточит технические требования к подвижному составу при проведении госзаказа — в транспортном ведомстве уже анонсировали, что предпочтение будет отдаваться перевозчикам с большей долей газомоторной техники.
На сегодня совокупное количество автобусов на газовом топливе у всех крупных перевозчиков едва дотягивает до 10%. ГУП "Пассажиравтотранс" эксплуатирует 163 таких автобуса (марки "Волгабас", "ЛИАЗ", "МАЗ" и MAN) — при этом весь парк превышает 2 тыс. единиц техники. Частный перевозчик "Третий парк" владеет 95 газовыми автобусами (марки "ПАЗ", "КАЗ", Lotos) — весь парк составляет 1,5 тыс. единиц техники. Отличился частный перевозчик "Питеравто", который эксплуатирует более 600 автобусов на газомоторном топливе. Это почти 20% автопарка — у фирмы более 3 тыс. автобусов.
Недостаточное количество АГНКС, необходимость проходить дорогостоящую процедуру по освидетельствованию газовых баллонов, дорогие комплектующие для автобусов — все это тормозит переход к светлому газовому будущему. "Перевозчик готов приобретать газомоторную технику — это обосновано экономически, но инфраструктура заправок не развита должным образом. Нужные заправки находятся удаленно от автопарков", — заметил генеральный директор компании "АТП БАРС2" Андрей Заботин.
Как отметили в городском комитете по транспорту, в 2018 году не удалось достичь озвученных по программе объемов закупки техники, поскольку "в настоящее время инфраструктура СПб ГУП "Пассажиравтотранс", для которой комитет приобретает автобусы на газе, соответствует количеству эксплуатируемых автобусов". Это означает, что находящиеся поблизости с автопарками АГНКС эксплуатируются на полную мощность и увеличение числа автобусов на газе невозможно.
В 2018 году ГУП получило 61 автобус на газомоторном топливе. По мере готовности площадок для эксплуатации такой техники комитет по транспорту будет приобретать новые автобусы на метане. Через год, в 2020–м, ГУП планирует приобрести 60 автобусов на газе для эксплуатации в своем филиале в Петергофе. Рядом с тем парком уже стоит необходимая заправка.

Поиски золотого места

Компания–инвестор, на которую, согласно городской программе, возложено строительство АГНКС, — "Газпром газомоторное топливо". Почти 3 года назад "ДП" писал о планах этой компании по строительству 23 заправок в Петербурге. По прогнозам, разветвленная сеть АГНКС стоимостью 5 млрд рублей привела бы к росту продаж газовых автомобилей на 20%.
На сегодня в Петербурге работает всего семь АГНКС, причем все они расположены далеко от основных потребителей их услуг — автопарков перевозчиков. И загружены эти заправки максимум на четверть. Самой популярной оказалась АГНКС на Кубинской ул. (загруженность 93%). Рядом с ней как раз и находится автопарк "Пассажиравтотранса".
В пресс–службе "Газпром газомоторное топливо" задержку в строительстве объясняют сложностями с подбором земельных участков под заправки. "Кроме того, требования к строительству, вводу и эксплуатации газозаправочных объектов, а также процедура и сроки технологических присоединений новых объектов газомоторной инфраструктуры значительно сложнее и длительнее, чем у традиционных заправочных станций", — пояснили в "Газпром газомоторное топливо".
Чиновники уверяют, что проблему видят и некоторые результаты их усилий по ее решению уже есть. Сейчас строятся три АГНКС в Петербурге: на ул. Фучика, Ново–Никитинской и Финляндской ул. Еще по четырем проектам — в Невском и Колпинском районах — формируется проектная документация, и часть вот этих АГНКС "придет к перевозчикам". Правда, в большинстве случаев — к государственному "Пассажиравтотрансу".
Как отметили в "Газпром газомоторное топливо", при стратегическом планировании расположения заправок компания ориентируется на якорных потребителей: ГУП "Пассажиравтотранс", "Питеравто" и "Третий парк". С учетом того что в ближайшие годы комитет по транспорту будет отдавать предпочтение при разыгрывании маршрутов перевозчикам, использующим газомоторную технику, эти компании, очевидно, будут иметь большее преимущество по сравнению с остальными компаниями.