Заплатить за интуриста. Туроператоры усомнились в пользе многомиллионных субсидий

Автор фото: Vostock-photo

Правительство собирается выплачивать субсидии туроператорам на размещение в российских гостиницах и отелях иностранных туристов. На эти цели из бюджета выделят 320 млн рублей. Туристические компании, сперва заинтересовавшиеся этой перспективой, по прошествии времени начали относиться к инициативе с осторожностью.

Среди основных вопросов к проекту субсидирования — требуемый пакет документов для участия в конкурсе на субсидии, который может вызвать бюрократические проволочки. Кроме того, субсидии не подразумевают поддержку туристического потока из Китая, который является самым крупным в России.
Также эксперты отмечают, что претендовать на субсидию смогут в основном только крупные игроки рынка, у которых гораздо больше ресурсов и возможностей, а также шире и разнообразней маршруты и туры. К тому же сомнительно, что субсидии смогут получить петербургские операторы, которых из-за кризиса последних лет стало намного меньше.
Всего федеральным бюджетом на 3 года реализации программы выделено 821,3 млн рублей. Правила предоставления субсидий для туроператоров вступили в силу в мае этого года.
Деньги будут выделять только на туристов из десяти целевых направлений: Франция, Италия, Германия, Испания, Великобритания и Северная Ирландия, Израиль, США, Южная Корея, Япония и Индия. Китай, из которого ежегодно в Россию приезжают тысячи туристов, в список не вошел.
Согласно тексту постановления о пилотном проекте по развитию въездного туризма, который был реализован в 2018 году, на субсидию могли претендовать только те туроператоры, которые не являются иностранным юридическим лицом (либо юридическим лицом, в уставном капитале которого участвовали иностранные компании или граждане), не имеющие задолженностей. Кроме того, туроператор не должен уже получать средства из федерального бюджета.
Чтобы получить субсидию, туроператору среди прочего нужно было предоставить копии документов, подтверждающих оплату оказанных на территории России транспортных услуг для иностранного гражданина, документы об оплаченном проживании туриста и собственно саму заявку на получение субсидии.
В прошлом году в пилотном порядке традиционно популярные маршруты (Москва, Сочи, Петербург), если судить по постановлению правительства, в перечень субсидируемых регионов не входили вовсе. Зато на государственную поддержку круглогодично решили предоставить туристическим компаниям, организующим поездки в Сахалинскую, Иркутскую, Тюменскую области, Камчатский, Приморский и Алтайский края, в республики Карелия, Алтай и Бурятия. Кроме того, в пилотный проект входил Краснодарский край (без города Сочи), турфирмы, работающие по этому направлению, могли получить поддержку в зимний и осенний периоды (за исключением новогодних праздников и каникул). Минимальная численность привлеченных иностранных туристов в среднем составляла 300 человек. При этом размер субсидии варьировался от 2 тыс. рублей на человека (Краснодарский край и Карелия) до 5 тыс. (все остальные регионы из списка).
В этом году ограничений по регионам нет, но есть преимущества для непопулярных мест. Так, все направления страны были поделены на три категории, каждая категория может получить определенный коэффициент субсидий. Москва и Петербург могут претендовать на базовый размер субсидии, повышающий коэффициент могут получить Татарстан, Владимирская, Ивановская, Калининградская, Костромская, Московская и Ярославская области. Все остальные регионы претендуют на максимальный повышающий коэффициент поддержки.

Хорошо, но слишком сложно

Изначально туроператоров порадовала подобная перспектива. Планы на участие в конкурсе на получение государственной поддержки заявили несколько крупных туроператоров, специализирующихся на иностранном турпотоке, — "Интурист", TUI, АЛЕАН.
Единственная проблема, с которой они сталкивались, — неясный порядок получения субсидий и требования к пакету документов, что в дальнейшем оттолкнуло компании от участия в конкурсе в 2019 году. Так, генеральный директор туроператора АЛЕАН Илья Уманский отметил, что в программу правительства были выставлены критерии, которые могут исполнить далеко не все туроператоры: "Например, к пакету документов необходимо было приложить данные договора турагента с туристом о реализации турпродукта. Однако сами представители розницы считают эту информацию конфиденциальной и не хотят ею делиться. То есть от туроператора требовали документы, которые мы не формируем. Кроме того, в программе участвовали регионы, безусловно, требующие развития".
Российский союз туриндустрии (РСТ) провел опрос участников туристического рынка по поводу новых субсидий. Представители многих компаний высказались, что они все еще ждут более четких разъяснений по этой программе.
"Этот проект пока сложно обсуждать и комментировать, — высказалась Ирина Тюрина, пресс-секретарь РСТ, — механизм реализации проекта в этом году все еще никому не разъяснили". Так, среди прочего все еще остаются вопросы о том, как должна выглядеть отчетность, какие органы будут контролировать процесс субсидирования, все еще не ясен полный пакет документов, которые должна предоставить компания, чтобы претендовать на господдержку. Кроме того, все еще неизвестны детали с процедурой отбора туроператоров на субсидирование. Поэтому представители компаний хотели бы провести отдельный брифинг или круглый стол с правительством, чтобы окончательно разъяснить все вопросы. Кроме того, из-за специфики целевых туристических направлений не факт, что иностранный турпоток в Россию удастся повысить.

У Петербурга мало шансов

Член правления ассоциации "Альянс туристических агентств" в Северо-Западном регионе Ирина Семенова обращает внимание, что в Петербурге осталось довольно мало операторов, которые могли бы претендовать на субсидию: "Скорее всего, конкурс даже на петербургские маршруты выиграют московские операторы, которые имеют здесь представительства. Петербургских игроков рынка сейчас почти не осталось — кризисные 2014 и 2015 год нас подкосили. Идея с субсидированием — прекрасная, но хотелось бы, чтобы привлекали региональную часть, а не только крупных игроков", — считает она.
По мнению эксперта, из петербургских туроператоров на субсидию могли бы подать "Премьера Трэвел", "Тари Тур", "Русский город" и турфирма "Ладья". Из крупных федеральных компаний, работающих по петербургском маршруту, по мнению Ирины Семеновой, заявку подадут "Интурист" и "Дельфин".
"Идея с увеличением туристического потока довольно позитивная. Но я считаю, что развивать с помощью этих денежных средств нужно прежде всего новые туристические продукты. Большинство крупных операторов, которые будут претендовать на эти субсидии, делают стандартную программу, устоявшуюся с годами. В Петербурге это Эрмитаж, Петергоф, катание на корабликах, Екатерининский дворец и обзорная экскурсия. Этот продукт туристы, во-первых, уже много раз видели, во-вторых, его предлагают все без исключения, — рассказывает Ирина Семенова. — Хотелось бы, чтобы субсидии получали более молодые туроператоры с новыми и более креативными программами, а не крупные игроки".
По ее мнению, субсидировать нужно прежде всего не размещение иностранных туристов в гостиницах, а новые направления туризма. Среди них могут быть медицинский, детский, экологический, гастрономический или даже промышленный туризм, которые могут быть интересны и иностранцам, и россиянам.
Довольно скептически к идее отнесся и коммерческий директор петербургской туристической компании "Вест Тревел" Сергей Хохлов: "Самый крупный туристический поток нам обеспечивают китайские туристы, а они в программу субсидирования не входят. Туристов из Германии или Великобритании привлечь уже гораздо сложнее, для этого туркомпании необходимо будет самой вкладывать денежные средства на рекламу, разъяснительные проспекты, перевод и прочие вещи. Покроют ли эти субсидии потраченные средства, это еще вопрос", — заключил он.