Ангел для изобретателя. Как инноваторам помогают выйти на рынок

Автор фото: Vostock-Photo
Летом в Петербурге заработает первый городской цифровой акселератор стартапов. Его резидентами станут 10 лучших проектов, которые пройдут предакселерационную программу июньского конкурса предпринимательских стартапов "Форсайт–кемп". Главная особенность нового "инкубатора инноваторов" — во вплетении будущих предпринимателей в сеть городской инфраструктуры.
"Акселератор станет бизнес–механизмом для системного запуска стартапов, способствующих внедрению перспективных технологий и качественно улучшающих городскую инфраструктуру. Городу необходимы проекты с потенциалом превращения в серьезные бизнесы. Речь идет о стартапах, способных двигать технологическую повестку Санкт–Петербурга, о предпринимательских и социальных проектах, направленных на развитие и цифровизацию региона в целом. Сейчас мы отбираем проекты по этим приоритетным направлениям развития", — рассказал Вячеслав Трактовенко, вице–президент ЗАО "Банкирский дом "Санкт–Петербург" и региональный координатор Клуба лидеров в Санкт–Петербурге и Ленинградской области.
По словам организаторов, они ожидают интереса со стороны как минимум 200 стартапов, пять из которых получат возможность бесплатно довести свои проекты в предакселераторе, другие 25 команд войдут на общих основаниях. По итогам защиты своих задумок останутся 10 лучших, которые станут первыми резидентами городского цифрового акселератора. Затем на протяжении 3 месяцев они будут получать поддержку ведущих институтов развития, крупных корпораций, экспертов и инвесторов.
Казалось бы, перевелись на петербургской земле свои Кулибины — но вопреки этому заявим, что не только не перевелись, но живут и развиваются, знакомя горожан с удивительными проявлениями изобретательской мысли.
Например, в НПО специальных материалов методом "сэндвича" получили сверхпрочное стекло (а если по–научному — стеклополимерный композит), которое выдерживает богатырские удары тяжеленной кувалдой, "наезды" пятитонного погрузчика и выстрелы из "Стечкина". Имя новому прозрачному защитнику — "Антивзлом+", который, ко всему прочему, сам будет находиться под охраной патентного права. Разработкой уже заинтересовались силовые ведомства.
От защиты людей — к защите природы. Ученые ЛЭТИ придумали, как перерабатывать деревянные железнодорожные шпалы, которые уже отслужили свой век. Казалось бы, где проблема? Шпалы деревянные — почти экопродукт. Но при изготовлении их пропитывали креозотом — ядовитым антисептиком на основе древесного и угольного дегтя. Защищая шпалы от гниения, вместе с тем вещество сообщает им 3–й класс опасности. Такие отходы нужно закапывать на полигонах. Но где спрячешь подальше от людского присутствия, например, 10 тыс. шпал, когда свободные территории для свалок почти закончились? Поскольку мест для захоронения нет, отработавшие свой срок железнодорожные пути просто складируются где придется. Для решения проблемы в ЛЭТИ предложили вредные вещества "выпаривать" — и получать чистую древесину, которую можно использовать снова, не опасаясь от нее вреда.
"Изначально никакого запроса со стороны на эту технологию не было, — говорит заведующий кафедрой радиотехнической электроники ЛЭТИ Алексей Иванов. — Все началось с изобретения способа нагрева нефтепродуктов в условиях Севера, для которого мы использовали элемент из пористой керамики — "сердце" микроволнового пароперегревателя. Затем мы сотрудничали со специалистами из сферы переработки отходов, которые и указали на проблему обезвреживания старых деревянных шпал, относящихся к опасным отходам 3–й категории. Мы начали экспериментировать, и нам удалось их обезвредить экологически чистым пиролизом в открытом реакторе. Интерес к технологии есть — у "Октябрьской железной дороги" (филиала РЖД), а также у железнодорожников Сахалина, где каждый год в отходы уходит 80 тыс. шпал. Заинтересовались и в Череповце — где в отходах хранится свыше 50 тыс. необработанных шпал".
Уже есть пилотные образцы микроволновых генераторов, системы управления генераторами и технологическими установками. Микроволновый пароперегреватель вырабатывает пар температурой до 1200 градусов Цельсия. Эта технология позволяет перерабатывать за час пять шпал весом 400 кг — и спасет жителей Сахалина от вредных испарений за 666 дней.

Как вылупляется бизнесмен

Как рассказали в ЛЭТИ, интерес бизнеса к технологии не означает автоматический запуск установки в производство. Инвесторы хотят сначала увидеть полноценное устройство, прежде чем вкладываться в проект. Однако, чтобы денег заработать, надо сначала их где–нибудь достать и довести продукт до ума.
Площадки, где изобретатели могут во всеоружии встретить инвесторов — презентовать свою задумку в самом лучшем виде и убедить "помочь материально", называются стартап–инкубаторами. Начинающие предприниматели с проектами на стадии "зародыша" попадают в такую организацию, и ее члены всеми силами помогают им развиться, созреть и "вылупиться" — а затем отправиться в большой бизнес на захват своего места под денежным солнцем.
В 2018 году инвесторы вложили в российские стартапы более 26,7 млрд рублей (на 10,4 млрд больше, чем в прошлом году). Всего в прошлом году на российском венчурном рынке заключили 275 публичных сделок.
В Петербурге масса бизнес–акселераторов выпадает из всем знакомого "Гугла", но разнообразие площадок не означает автоматическое попадание в команду будущих звезд. Проектов много, а потом предпринимательские инкубаторы скрупулезно подходят к материалу на вырост.
Например, в iDealMachine приглашают проекты с потенциалом масштабироваться на зарубежные рынки — для чего основателям необходимо уметь общаться с клиентами и анализировать их запросы. При этом перед оком наставников все software и hardware равны.
"Основная проблема большинства проектов — иллюзия того, что они знают нужды своих потенциальных клиентов лучше самих этих клиентов, — отмечает директор iDealMachine Елена Силинская. — И процесс построения бизнеса они начинают не с customer development рынка, а с бесконечных итераций по разработке и доработке продукта в соответствии со своим идеальным представлением о нем. Таким образом, стартапы часто пытаются решить надуманную проблему — ту, которой не существует или которая уже успешно решается конкурентами. Они не фокусируются на продажах, будучи уверенными, что продажи вторичны и что в первую очередь нужно привлечь определенный объем инвестиций, а затем уже строить бизнес и выходить на рынок к клиентам".
Рынок производства промышленных эндоскопов в России небольшой, и на нем непросто существовать. Особенно трудно рассказывать о себе конечному потребителю. Например, на выставки, в которых мы участвуем, потенциальные заказчики приходят не так часто. Но тем не менее нам удается продавать свою продукцию производствам и в отдаленных регионах. Компании, подобные нашим, конечно, могут развиваться без посторонней поддержки, но, например, бизнес–инкубаторы дают возможность поднять голову и посмотреть на свой бизнес в долгосрочной перспективе.
Александр Виноградов
основатель компании SATECO
Наша команда производит строительные материалы из промышленных отходов по геополимерной технологии. Из–за существующего в Европе законодательства в сфере экологии мы были больше ориентированы на европейский рынок, чем на российский, так как наша технология помогает решать экологические задачи. Мы посчитали, что в России тема экологичных материалов интересна гораздо меньше, чем за рубежом. Однако и в РФ возник неожиданный интерес. Сейчас мы выходим на международный рынок с самой технологией производства материала, адаптируя ее под местное сырье, и обучаем заказчиков работать с ним.
Марина Дудникова
совладелец, директор по развитию компании Renca