"Жить по средствам". Беглов впервые отчитался перед парламентом о работе Смольного

Автор фото: Александр Щербак/ТАСС

Временно исполняющий обязанности губернатора Петербурга Александр Беглов впервые выступил в Законодательном собрании с ежегодным отчетом о работе правительства за 2018 год. Ключевой темой послания стал финансовый вопрос — в Смольном заявили о необходимости сокращения займов и доведении бюджета до 1 трлн рублей.

Город должен жить по средствам и избавиться от 44-миллиардной долговой нагрузки. Так Александр Беглов начал свой доклад в петербургском парламенте. Остановился он и на других болевых точках Северной столицы.
Прежде всего врио губернатора напомнил руководству "Метростроя" про обещание открыть в сентябре три новые станции городской подземки и допустил привлечение новых партнеров в случае очередного срыва сроков. Крупные инвестиционные проекты, среди которых были упомянуты реконструкция Конюшенного ведомства и судьба участков в устье Смоленки, ждет перезагрузка.

"Неотложные меры"

По словам Александра Беглова, с прошлой осени новая команда Смольного занималась "неотложными мерами" по управлению городом. "Прежде всего разобрались с финансами. Бюджет Санкт-Петербурга за 2018 год можно назвать бюджетом инерционного развития. Он является отражением системных проблем. Несколько лет подряд расходы росли быстрей, чем доходы. Отсюда — бюджетный дефицит и увеличение долговой нагрузки. До 2026 года Санкт-Петербург должен выплатить 30 млрд рублей государственного долга, плюс почти 14 млрд рублей процентов. В сумме — 44 млрд", — отметил он.
Врио губернатора призвал вернуться к "нормальной экономической политике", которая позволила бы жить по средствам и при этом выполнять все взятые на себя обязательства. "Мы отказались от неэффективных расходов с сомнительным результатом и повысили собираемость налогов. За счет этого увеличили средства на поддержку горожан", — подчеркнул Беглов.
По величине валового регионального продукта Петербург еще входит в тройку лидеров, но динамика, по оценке градоначальника, слабая. "Начиная с 2004 года прирост ВРП в Петербурге всегда был лучше общероссийского. Но в 2017 году в среднем по стране этот показатель составил 1,8%, а у города — всего 0,2%. Общая экономическая ситуация отражается на реальных доходах граждан. Они снижаются третий год подряд", — добавил Беглов.
Чтобы переломить негативный тренд, в Смольном намерены выйти на ежегодный рост экономики не менее 4,5%. Для этого инвестиции должны прибавлять как минимум 6% в год.
"Планируем, что туристический поток продолжит расти, и к 2023 году объем услуг в этой сфере увеличится до 35 млрд рублей", — поставил еще одну задачу Александр Беглов.

Честное слово от Александровых

"Мы активизируем масштабную программу по развитию метрополитена. Создали все условия для "Метростроя", и руководители компании (назову их — это отец и сын Александровы) заверили правительство и горожан, что в сентябре будут введены в эксплуатацию три станции Фрунзенского радиуса. Дальнейшая задача — открыть 29 новых станций к 2032 году", — перешел Беглов к ситуации в транспортной отрасли.
Позже, отвечая на вопросы депутатов, врио губернатора допустил смену основного подрядчика строительства подземки в случае затягивания сроков ввода новых станций. "Что касается судьбы "Метростроя" — она зависит от них. Будут хорошо работать — добро пожаловать", — сказал Беглов.
В сентябре после ввода новых станций Фрунзенского радиуса Смольный будет решать, увеличивать ли долю города в капитале "Метростроя" и привлекать ли другие конкурирующие организации к строительству подземки. "Будем делать все возможное, чтобы строили дешево, качественно и в заявленные сроки. Не шарашкина контора, а компетентные предприятия", — назвал врио губернатора основные критерии к выбору подрядчиков.
Кроме того, Беглов заявил, что правительству важно ускорить развитие и наземного рельсового транспорта: "Уже действует первая очередь трамвайной линии "Чижик". К осени планируем запустить вторую и третью очереди, которые дойдут до старой Ржевки. В январе 2020 года завершится проектирование линии скоростного трамвая от станции метро "Южная" до "Колпино". Городом достигнуты договоренности с Российскими железными дорогами по развитию Санкт-Петербургского железнодорожного узла. Согласованный объем инвестиций РЖД составит 88 млрд рублей. Планируется обустройство территорий вокруг вокзалов, строительство крупных транспортных развязок на месте железнодорожных переездов. Шесть таких объектов появятся до 2024 года".
Причиной проблем с зимней уборкой снега Беглов назвал аномальную погоду и недостаток финансирования. Чтобы катастрофическая ситуация не повторилась, город в этом году дополнительно закупит более 470 единиц спецтехники за 3 млрд рублей. В бюджете также предусмотрено 2,5 млрд рублей на реконструкцию тепловых сетей. Объем ремонта коммуникаций должен вырасти до 320 км в год.
"Мы начали проверку снабжающих организаций. Уже выявили необоснованные затраты, устраняем лишних посредников. Эти меры должны привести к тому, что летом индексация тарифов на услуги ЖКХ — на газ, воду, электроэнергию, тепло — будет ниже, чем планировалась", — отметил Беглов.

"Оскорбительные лозунги"

Еще до начала выступления спикер Законодательного собрания Вячеслав Макаров предупредил, что представитель каждой фракции в Законодательном собрании сможет задать по одному вопросу. Один из оппозиционных парламентариев Борис Вишневский спросил про жесткий разгон первомайского шествия. Беглов пояснил, что чиновники изначально шли навстречу демонстрантам и не запрещали им выстроить колонну, однако в толпе с их стороны слышались оскорбительные лозунги.
"Кто дал право оскорблять других людей? Почему-то об этом все молчат. Нам надо всем учиться вежливости, взаимопониманию, толерантности и демократии. Всем без исключения", — высказал Беглов свою точку зрения.
Представитель "Справедливой России" Алексей Ковалев поинтересовался судьбой крупных инвестиционных проектов, которые вызывают споры в обществе. Он упомянул площадку в устье Смоленки и Конюшенное ведомство.
"Ведем переговоры о реконструкции Конюшенного ведомства с четырьмя-пятью инвесторами. Но не исключаем возможности участия города в проекте. Минимальные затраты на эти цели составят порядка 5 млрд рублей", — рассказал Беглов.
Для отказа от застройки в устье Смоленки и других местах, где жители выступают против какого-либо вмешательства, правительству необходимо предоставить инвестору надел, соразмерный вложенным средствам. "По Васильевскому острову сложно найти замену, место хорошее. Там должен быть парк, но по Театру Пугачевой вопрос до конца не закрыт. Нужен диалог и здравый диалог. Если инвестор потратил средства, нужно их компенсировать. Не хотелось бы терять этих инвесторов. Но закон есть закон", — добавил Беглов, напомнив депутатам о своей подписи под законопроектом об изменении статуса земли в устье Смоленки.