10:0516 мая 201910:05
1322просмотров
10:0516 мая 2019
В 2018 году один из мировых судов Республики Дагестан вынес решение о взыскании со страховой компании компенсации морального вреда в размере 30 млн рублей в пользу автоюристов, действующих по договору цессии. Прецедент возник в ходе разбирательства по ОСАГО, где сумма возмещения ущерба составила 30 тыс. рублей. Юристам компании удалось добиться отмены данного решения.
Этот пример ярко показывает, насколько дерзкими бывают действия автоюристов, которые вовлекают в свои мошеннические схемы не только автовладельцев, но и отдельных судей. Страховые компании со своей стороны вынуждены вкладывать все новые и новые ресурсы для обеспечения всестороннего противодействия мошенникам.
Наращивать арсенал средств борьбы с автоюристами, устраивая соревнование "брони и снаряда", можно бесконечно долго. Однако решение всего комплекса проблем, возникших в этой системе за последние 7–10 лет, лежит в совершенно иной плоскости. Необходимо вывести систему ОСАГО на рыночные рельсы, провести либерализацию тарифов и дать страховщикам больше возможностей для корректировки стоимости полиса для конкретного потребителя (как в большую, так и в меньшую сторону). Сегодня этот проект уже существует в виде "дорожной карты", с начала текущего года изменения приобрели вид конкретных шагов. Так, 9 января 2019 года вступило в силу указание ЦБ РФ о расширении тарифного коридора по ОСАГО до 2746–4942 рублей (ранее он находился в рамках 3432–4118 рублей), пересмотре коэффициентов "возраст–стаж" и порядка применения коэффициента "бонус–малус" с 1 апреля. На практике это означает, что для автовладельцев старше 35 лет со стажем вождения от 3 лет ОСАГО стало дешевле. А "новички" в возрасте до 21 года, напротив, получили более высокий тариф.
Одна из стратегических задач таких нововведений — создать условия в ОСАГО, при которых бизнес автоюристов перестанет быть прибыльным. Однако пока рано говорить о первых результатах. Тем более что январские изменения не коснулись территориального коэффициента использования транспортных средств. Придание гибкости именно этому параметру позволило бы оказать воздействие на мошенников, действующих в "токсичных" регионах страны, к числу которых в первую очередь относится ЮФО.
Если говорить о региональных инициативах, то стоит отметить создание межведомственных комитетов по борьбе со страховым мошенничеством. Их деятельность помогает страховщикам противодействовать мошенникам в ОСАГО, защищая тем самым свою компанию и интересы обычных автовладельцев. Во многих регионах граждане обманом втягиваются в незаконные схемы автоюристов, подписывают документы и в итоге становятся налоговыми должниками. Страховые компании через своих юристов стараются этому препятствовать, не давая мошенникам выигрывать в судах.
Безусловно, важным является привлечение к участию в межведомственных комитетах представителей правоохранительных органов, а также судейского сообщества, поскольку именно через суды автоюристы придают легитимный вид своим мошенническим схемам.
Татьяна Комарова, начальник юридической службы СПАО
"Ингосстрах"