Яхтенный рынок еще в стагнации. Верфь за пять шагов

Автор фото: Сергей Ермохин

Александр Тараненко в 1990 году открыл собственную верфь и занялся производством парусных яхт и моторных лодок. Сегодня его компания Kompan Marine (ООО "Компан Марин") — один из лидеров композитного судостроения России и один из первых обладателей европейских сертификатов качества CE.

Александр после окончания работы инженером по электронике решил заняться разработкой и строительством парусных яхт в России. Для этого прошел обучение в Швеции и Америке. "Я знал, что такое парусная яхта, потому что сам был яхтсменом. Техническая сторона была знакома. Хороший компьютерный базис позволил сразу применять методы компьютерного проектирования для разработки и постройки судов", — говорит он.
Сначала компания изготавливала только детали для яхт. Полноценную лодку для внутреннего рынка "Компан Марин" выпустила в 1996 году. Трейлерная модель Alekstar 25 в то время стала популярной среди профессионалов и любителей парусного спорта. До 2003 года верфь выпустила более 50 таких яхт. Это одна из первых моделей в России, которая получила европейский сертификат соответствия качества. И вскоре она была поставлена на экспорт. "Ее уже нет в продаже, но спрос остался", — объясняет Александр.
Чтобы открыть свою верфь, в то время понадобилось 50 тыс. евро. Это были личные сбережения владельца компании, окупились они практически сразу. В самом начале верфь производила всего две модели, и этого было вполне достаточно для начала бизнеса. Также "Компан Марин" занималась оснасткой лодок, изготавливала матрицы и детали на экспорт.
Сегодня компания производит скоростные лодки с большой дальностью хода стоимостью 200–300 тыс. евро. Покупателями являются госзаказчики и розничная торговля. А строительство яхт приостановлено. Правда, этот рынок снова начинает оживать, поэтому у генерального директора в планах вернуться к парусным яхтам.
В компании работают 20 человек, производство находится в Приморском районе Петербурга. Еще один перспективный рынок на сегодня — это строительство быстроходных лодок прибрежного лова. Уже есть готовый проект, вскоре будет запущено производство.

Востребованность на рынке

Спрос есть как на большие и дорогие модели моторных лодок, которые реализует компания, так и на маленькие суда. "Покупают лодки для частного использования, для семейных круизов, которые рассчитаны на управление одним–двумя людьми, — это наша ниша", — отмечает гендиректор компании.
Самый значительный чек в истории верфи — 320 тыс. евро, производство было сделано под заказ.
Сегодняшний рынок парусных и моторных лодок перенасыщен импортными моделями. Западное качество находится на более высоком уровне. Приобрести этот товар проще за рубежом и перепродать в России, поэтому дилеры находятся в более привилегированном положении.
В Петербурге свыше 20 компаний, которые занимаются продажей яхт, одни из самых известных — Jonacor Marine, Burevestnik, Polar Star, Nordmarine, North Silver и Grizzly. В целом в Петербурге парусные яхты уже не востребованы. Идет сокращение яхт–клубов. Если раньше их было 11, то сегодня остается три, все остальное — коммерческие стоянки. Содержание яхты обойдется в среднем в 80 тыс. рублей в сезон. По сравнению с Европой в России достаточно высокие цены.