Двигатель авторынка. Производство машин выросло на 14,4%, но пока далеко от докризисного уровня

Автор фото: Сергей Ермохин

Производство автомобилей в России за 2018 год выросло на 14,4%, но все еще далеко от докризисного уровня. Тем временем петербургские автозаводы установили производственные рекорды.

Российский автопром второй год подряд показывает рост. По данным Russian Automotive Market Research, за 2018 год в нашей стране было произведено свыше 1,53 млн легковых автомобилей, что на 14,4% больше, чем в 2017 году. Однако это все еще на 20% ниже докризисного уровня производства — в 2013 году с конвейеров российских заводов сошло свыше 1,9 млн автомобилей.
Лидером остается АвтоВАЗ, который выпустил 361,8 тыс. автомобилей, увеличив производство машин на 21,1% и заняв долю рынка в 23,5% (+1,2 п.п.). Практически все другие ведущие производители также показали рост объемов выпуска.
«Если говорить о выходе на докризисный уровень производства, то, по всей видимости, это случится не скоро. Пока попросту нет для этого серьезных предпосылок. Производство завязано на рынок, а он в этом году не демонстрирует рост. В свою очередь, объемов экспорта тоже недостаточно, чтобы существенно нарастить производство», — считает Азат Тимерханов, представитель аналитического агентства «Автостат».

Локальные рекорды

Между тем петербургский автопром уже вышел на докризисный уровень выпуска машин (если не учитывать ушедший с рынка GM). По итогам 2018 года все три петербургских завода установили для себя абсолютные производственные рекорды. Так, Hyundai произвел 246,5 тыс. авто (+5,6% к 2017 году), Toyota — 73,7 тыс. шт. (+10,6%), а Nissan — 56,5 тыс. шт. (+23%).
Южнокорейский Hyundai сегодня лидирует по объему производства иномарок в России. «Увеличение объемов выпуска стало возможно, с одной стороны, благодаря стабильно высокому спросу на производимые заводом модели, с другой стороны, благодаря внедрению инновационных методов производства, таких как квадроштамповка, увеличению скорости работы конвейера и совершенствованию производственного планирования», — комментирует Виктор Васильев, директор по внешним связям региональной штаб–квартиры «Хендэ Мотор» (Россия и страны СНГ). В 2019 году завод планирует выпустить более 240 тыс. авто.
За первые 2 месяца 2019 года петербургские автозаводы выпустили 61 тыс. автомобилей, это на 4% больше, чем в январе–феврале 2018 года, свидетельствуют данные агентства «Auto–Dealer–СПб». Общая загрузка трех заводов достигла 80%. Это выше показателя всего 2018 года, который составлял 78%. Доля петербургского автопрома сохранилась на уровне 24,7%.
Сегодня на автозаводах Петербурга выпускаются девять моделей: Kia Rio (лидер продаж среди иномарок), Kia Rio X–Line, Hyundai Creta (самый популярный внедорожник), Hyundai Solaris, Nissan Qashqai, Nissan X–Trail, Nissan Murano, Toyota Camry и Toyota RAV4.
«Судя по статистике продаж на российском авторынке, наиболее успешными на рынке являются как раз те автопроизводители, которые имеют свое собственное производство в стране и его активно развивают, инвестируя в новые производственные мощности и модельный ряд», — сообщили в пресс–службе Nissan.

Производство бестселлеров

По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2018 году выросли на 12,8% и составили чуть больше 1,8 млн шт. Все 10 самых популярных моделей — российского производства.
Производители в основном делают упор на выпуск моделей сегментов SUV и B, на которые совокупно приходится свыше 80% продаж в России.
«Производство текущий спрос удовлетворяет. У нас 85% продаваемых автомобилей производится в России. Импортируются модели премиальные, экзотические, на которые нет массового спроса», — отмечает Татьяна Арабаджи, директор Russian Automotive Market Research.
Заинтересованные в российском рынке иностранные автоконцерны открывают здесь сборочные производства. Так, в апреле 2019 года началось производство автомобилей Mercedes–Benz на новом заводе в Подмосковье. Сегодня здесь собирается седан E–класса, через несколько месяцев планируется наладить производство кроссовера GLC, а в будущем также моделей GLE и GLS. Ожидается, что в Туле в 2019 году начнется выпуск китайских кроссоверов Haval F7.
Концерн BMW продолжает переговоры по расширению производства в России на мощностях «Автотора» либо строительству собственного завода. На заводе «ПСМА РУС» в Калуге планируется наладить выпуск автомобилей Opel.
Тем временем Ford Sollers сворачивает выпуск легковых автомобилей Ford в России и закрывает два из трех заводов — во Всеволожске и Набережных Челнах. Компания оставит только производство легкого коммерческого автомобиля Ford Transit, который собирается в Елабуге.
По мнению экспертов, от ухода Ford могут выиграть как массовые бренды, например Hyundai, KIA или Skoda, так и бренды среднего ценового сегмента, в частности Toyota. «Но стоит отметить, что выгоду получат локализованные производства. Правда, нельзя сказать, что это будут большие объемы, так как доля Ford на российском автомобильном рынке была в пределах 3%», — добавляет Михаил Чаплыгин, генеральный директор «Auto– Dealer–СПб».

На игле господдержки

Производство в России — необходимое условие для получения господдержки, без которой на слабом рынке трудно работать, а также для доступа к госзакупкам, констатирует Татьяна Арабаджи.
В частности, в настоящий момент меняются правила по локализации для автопроизводителей. Планируется перейти от набора необходимых технологических операций, привязанных к определенным срокам, к балльной системе. В зависимости от количества полученных баллов будет определяться государственная поддержка по стимулированию спроса, экспортная поддержка, возможность участия в госзакупках и т. д.
В декабре 2018 года компания «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» заключила специальный инвестиционный контракт с правительством России и администрацией Петербурга, в рамках которого обязуется наладить производство двигателей и коробок передач, что позволит компании существенно повысить уровень локализации своих автомобилей. Взамен она будет получать поддержку со стороны федеральных и региональных органов власти.
«Со стороны федеральных властей завод продолжит получать субсидии, со стороны региональных — льготы по налогам. Но основным стимулом инвестиций в развитие мощностей всегда будет являться спрос на автомобили на российском рынке», — говорит Виктор Васильев.
По мнению участников рынка, самое важное сегодня — не ужесточение требований к локализации, а обеспечение равного применения этих требований ко всем игрокам на рынке. «Не должно быть изъятий и не должно быть облегченных требований к локализации для отдельных субъектов РФ или для отдельных автопроизводителей. В противном случае, мы получим «сборочные офшоры» и «дыры в заборе», которые лишат автопроизводителей стимула к локализации, а Россию приведут к утере ключевых компетенций в отрасли. К сожалению, в правительстве РФ пока активно обсуждаются возможные изъятия из общих правил локализации для отдельных игроков», — сетует представитель АвтоВАЗа.