Случайный генератор лояльности. Покупку Сбербанка 46,5% Rambler уже окрестили сделкой года

Автор фото: rambler.com
Сбербанк инвестирует в Rambler "до 11 млрд рублей", они пойдут в основном на создание и развитие "единой платформы управления данными аудитории" (DMP).
В Rambler Group, в частности, входят такие СМИ, как Gazeta.Ru, Lenta.Ru и Championat.com, агентство Rambler News Service, информационные порталы Rambler, Afisha.Ru, блог–платформа LiveJournal.com, а также онлайн–кинотеатр Okko. С точки зрения эффективности инвестиций — не самый привлекательный актив. Достаточно вспомнить, что в конце 2016 года Владимир Потанин продал 50% Rambler за $295 млн. Даже с учетом поправок на курс доллара получается, что за последние годы Rambler подешевел как минимум на треть. Так что злопыхатели, утверждающие, что это закредитованный и убыточный бизнес, не так уж далеки от истины.
По официальной версии, Сбербанк интегрирует бизнес Rambler в свою экосистему, усилив за счет медиаконтента, развлечений и онлайн–кинотеатра свое направление lifestyle. Сейчас в эту самую экосистему Сбербанка входит более 20 компаний, в том числе "Беру" (электронная коммерция), DocDoc (медицина), "Сбербанк Телеком" (телекоммуникации), SberCloud (облачные технологии), VisionLabs (идентификация) и другие.
По другой версии, банк, отказавшись от международной экспансии, перешел к формированию национальной многопрофильной мегакорпорации. В частности, по сообщениям СМИ, Сбербанк живо интересуется активами в области нефтепереработки, недвижимости, ретейла и пр.
Однако наибольший интерес представляет конспирологическая версия, согласно которой Герман Греф при помощи Rambler намерен создать — ни много ни мало — эффективный инструментарий контроля Рунета.
В Кремле якобы рассматривались два основных сценария создания "суверенного интернета".
Силовой предусматривает усиление цензуры, ужесточение законодательства "за репосты" и "неуважение", а также расширение полномочий Роскомнадзора в части блокировок. Несмотря на очевидные изъяны — сложность и колоссальная стоимость реализации, низкая эффективность и довольно туманные перспективы — этот вариант якобы взят за основной.
Иной подход, будто бы предложенный Грефом, — взять под контроль крупнейших игроков, генерирующих 90–95% трафика в Рунете. Таким образом можно было бы в короткие сроки и абсолютно в духе современного госкапитализма реализовать в России сравнительно цивилизованный и в то же время суверенный интернет. В качестве примера можно привести USM HoldingsАлишера Усманова — лояльный властям и всегда готовый прийти на помощь силовикам, в который входят такие интернет–активы, как Mail.Ru, "ВКонтакте" и "Одноклассники". По сути, если обеспечить такую же лояльность и готовность к сотрудничеству со стороны "Яндекса", Rambler и еще двух–трех заметных игроков Рунета, то "суверенный интернет" действительно может наступить без развертывания национальных фильтров интернет–трафика.
В этом смысле обращает на себя внимание тот факт, что большая часть инвестиций Сбербанка в Rambler пойдет на создание и развитие "единой платформы управления данными аудитории". Для справки: аудитория Rambler — порядка 56 млн уникальных посетителей в месяц. Таким образом, в ближайшей перспективе банк станет не только ключевым интернет–холдингом, но и владельцем крупнейшего кластера пользовательских данных в Рунете.
Используя возможности "СберТеха" в части искусственного интеллекта и анализа больших данных, можно, конечно, создать систему генерации "релевантного персонифицированного контента". Но это примерно как купить торгово–развлекательный центр, чтобы на каждом этаже открыть по два отделения Сбербанка и таким образом "стать ближе и доступнее для потребителя".