Таможню и экспортера разделило октановое число. "Сургутэкс" выиграл тяжбу с Центральной энергетической таможней

Автор фото: Елена Яковлева

Петербургский поставщик топлива "Сургутэкс" выиграл тяжбу с Центральной энергетической таможней, которая взыскивала с коммерсантов почти 100 млн рублей таможенных платежей.

Летом прошлого года ООО "Сургутэкс", экспортирующее с 2003 года автомобильный бензин А–76, оспорило в Арбитражном суде Москвы два требования Центральной энергетической таможни (ЦЭТ). В 2017 году экспортеры на Северо–Западном таможенном посту задекларировали свою продукцию по двум контрактам как бензин товарный (моторное топливо, ставка вывозной таможенной пошлины — $25,2), с чем согласились инспекторы. Однако впоследствии это решение было пересмотрено ЦЭТ. Контролер пришел к выводу, что товар, который вывозил "Сургутэкс", следует отнести к другой категории — к прямогонному бензину, ставка за который выше — $46,2. В итоге по двум контрактам поставщикам топлива в конце декабря 2017 года было предложено заплатить в общей сложности 92,9 млн рублей, в том числе и пени. Такое решение ЦЭТ было принято на основании ведомственной экспертизы. К слову, с начала года ЦЭТ в качестве ответчика фигурирует в 26 арбитражных делах об оспаривании решений таможенного органа.
В Арбитражном суде Москвы экспортер заявил о необоснованности выводов таможенного органа о производстве "Кинефом" прямогонных бензинов и поставке их "Сургутэксу". Истец также обратил внимание суда на противоречивость экспертного заключения, которое было положено в основу решения таможенного органа. "Вывод таможенным экспертом сделан посредством определения октанового числа расчетным методом, который не входил в перечень установленных методик для определения октанового числа. Иным методом октановое число таможенный эксперт определить не смог по причине отсутствия в его распоряжении нужной материально–технической базы", — поясняет советник, руководитель практики внешнеторгового и таможенного регулирования DLA Piper Вильгельмина Шавшина.
Первая инстанция пришла к выводу: ЦЭТ не доказала, что спорный товар необходимо классифицировать как автомобильный бензин А–76, чем нарушила права петербургских предпринимателей.
Кроме того, Арбитражный суд Москвы признал, что выводы таможенного эксперта, изложенные в заключении, носят предположительный характер. Претензии петербургских бизнесменов были удовлетворены Арбитражным судом Москвы.
Однако ответчик обжаловал решения первой инстанции, но и 9–й апелляционный арбитражный суд, и Арбитражный суд Московского округа встали на сторону "Сургутэкса", признав необоснованным взыскания с экспортеров топлива.
Суды всех инстанций отменили решение таможенного органа, отмечает Вильгельмина Шавшина, указывая, что результаты таможенной экспертизы носят предположительный, а не фактический характер.
Как показывает практика, компании различных отраслей сталкиваются с ситуациями переклассификации таможенными органами товаров в иные классификационные коды ТН ВЭД ЕАЭС (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза).
В основе большинства таких решений лежит таможенная экспертиза, осуществленная таможенными экспертами. "Нередко в связи с несоблюдением методологии проведения исследования такие решения оцениваются судами как несостоятельные, и решения таможенных органов, принятые на основании таможенной экспертизы о переклассификации товаров (как правило, в категории товаров, которым соответствуют более высокие ставки таможенной пошлины), отменяются судами при квалифицированном судебном оспаривании", — отмечает Вильгельмина Шавшина.