Свято место пусто не стало. Mercedes пришел не вместо Ford, а занял отдельную нишу

Автор фото: ТАСС
Автор фото: ТАСС

Открыв под Москвой завод, Mercedes несколько подсластил пилюлю, которую российский рынок вкусил после ухода Ford

С конца прошлого месяца автомобильная отрасль обсуждает грядущую остановку производства и продаж легковых автомобилей Ford в России. Но этот информационный повод сумело перебить другое событие, ярко контрастирующее с громким заявлением американской марки. В начале апреля в подмосковном Есипово состоялось официальное открытие завода Mercedes–Benz.
Инвестиции в создание предприятия составили 19 млрд рублей. Планируется, что ежегодно с конвейера завода будет сходить около 25 тыс. автомобилей. Взамен компания получает сразу несколько бонусов — гарантии помощи со стороны государства и, конечно же, возможность участвовать в госзакупках, что даст серьезное конкурентное преимущество на рынке.
При этом напрямую соотносить приход Mercedes и уход Ford не совсем корректно. Аналитики в один голос утверждают: Mercedes пришел не вместо Ford, а занял свою отдельную нишу.

Совпадение интересов

Сегодня буквально все автопроизводители, которые рассматривают российский рынок как важный для своего развития, стремятся локализовать сборку собственной продукции. Создание своего завода позволяет компаниям сократить зависимость от валютных курсов.
"Для Mercedes открытие завода было важно ради сохранения лидерской позиции в премиальном сегменте. К тому же все инвестиции продуманы: речь идет о компактном заводе, мощность которого логично соотносится с продажами компании в России", — заявил генеральный директор аналитического агентства "Auto–Dealer–СПб"Михаил Чаплыгин. Так, по итогам 2018 года продажи Mercedes в России составили 37 779 единиц.
В общей сложности переговоры о создании предприятия по производству Mercedes в России шли около 10 лет. Они особенно оживились в 2014 году, когда председатель правительства России Дмитрий Медведев наложил запрет на госзакупку машин иностранной сборки, который не распространяется на зарубежные модели, производящиеся на территории страны.
Уже к концу того же года немецкая компания занялась выбором площадки и вступила в диалог с регионами. Не помешали тому ни присоединение Крыма, ни последовавшие вслед за этим взаимные российско–европейские санкции.
"Крупный бизнес ФРГ, и автопром тем более, всегда был тесно связан с немецким государством. Конечно, нельзя говорить о том, что приход Mercedes — это чистая экономика. Тут есть и значительная политическая составляющая. Германии надо подчеркнуть, что у нее есть свои интересы в России, которые могут отличаться от интересов США, и строительство завода как нельзя лучше подчеркивает наличие этих интересов", — считает политолог Игорь Павловский.
В противовес этому отношения России и Штатов становились все более сложными, что подтвердил уход General Motors. А вот в уходе Ford эксперты рынка никакой политики не видят и говорят, что все объясняется только экономикой.

Дорого–богато

О возможном закрытии заводов Ford в России говорили уже не один год. Доля продаж автомобилей Ford на российском рынке c 2013 года сократилась на 1 процентный пункт (виной всему общее падение рынка), а в абсолютных цифрах объемы снизились в 2 раза.
В результате при суммарной мощности трех предприятий 300 тыс. автомобилей в год объем реализации в прошлом году снизился до 53,2 тыс. машин. Эксперты объясняют это не совсем удачным модельным рядом и огрехами менеджмента.
Совершенно иначе чувствует себя при этом не только Mercedes, но и весь премиальный сегмент в целом. Даже в самые непростые для рынка времена премиум–бренды оказались относительно устойчивыми к колебаниям в экономике.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2015 году, когда продажи легковых и легких коммерческих автомобилей на российском рынке сократились на рекордные 35,7%, нарастить продажи удалось только трем брендам, причем два из них как раз премиальные — Lexus (+47%) и Cadillac (+32%). Доля рынка премиум–сегмента при этом составляла 9,8% — это на 1 п. п. выше, чем в 2018 году, когда рынок показал рост на 12,8%.
"В 2014 и 2015 годах начала усиливаться ценовая дифференциация между массовым и премиум–сегментом. Если раньше базовые комплектации начальных моделей премиум–брендов конкурировали по цене с богато оснащенными одноклассниками в массовом сегменте, то в какой–то момент между ними образовался ощутимый разрыв", — отмечает директор по развитию компании "Рольф" Владимир Мирошников.
В результате в последующие годы часть аудитории автомобилистов, которая во время роста рынка смогла себе позволить автомобиль премиум–класса, вновь вернулась в массовый сегмент. На данный момент, как объясняют участники рынка, премиум–сегмент снова находится на стабильном уровне спроса.
"Основные игроки продолжают показывать результаты на уровне или даже выше, чем в 2018 году. Правда, Lexus существенно снизил долю на рынке, с 1,9 до 1,3%. Но свято место пусто не бывает. И BMW — единственный из основообразующих брендов премиума — показывает хороший рост: с 2,7 до 3,5%", — заявил директор департамента рекламы и маркетинга "Мега–Авто" Константин Лудилов.
Доля премиум–сегмента по итогам марта равна 9,1%, сообщает агентство "Автостат". Продажи автомобилей премиальных марок в прошлом месяце увеличились на 2,9%, до 14 007 единиц, и положительную динамику показали восемь из 14 брендов.
И лидером в сегменте по–прежнему остается Mercedes–Benz.
Локализация производства автомобилей Mercedes важна не только для самого бренда, но и для дилеров марки. Если компания открывает собственный завод, это значит, что она верит в этот рынок и будет развивать бренд на территории страны. Такие действия являются косвенным подтверждением тому, что производитель будет также поддерживать и дилерскую сеть. Создание производственной площадки повышает доступность автомобилей для дилеров. Машины, которые собираются в России, быстрее поступают в центры, и это, безусловно, плюс. Локализация влияет и на стоимость автомобилей: они становятся меньше подвержены девальвационным рискам. Понятно, что существенная часть автомобилей Mercedes, которые продаются в России, остается импортной. Однако с развитием производства доля рублевых затрат вырастает, и при колебаниях валют цена на автомобиль будет меняться не так существенно. Это будет поддерживать клиентский спрос.
Олег Мосеев
президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры»
Производство автомобилей Mercedes на территории России позволит компании участвовать в госзакупках. Всплеска спроса со стороны госструктур в Петербурге ожидать вряд ли стоит. Но все же мы надеемся, что первые лица, например вице–губернаторы города и области, все же пересядут на Mercedes. Тем более к концу апреля дилеры уже начнут получать выпущенные на заводе в Подмосковье автомобили E–Class.
Евгений Войтенков
заместитель председателя совета директоров АО «Автодом»