У Северо–Запада большой спрос на телемедицину

 

По оценкам экспертов, в течение нескольких лет технологии телемедицины будут доступны не только в частных клиниках, но также интегрированы в систему обязательного медицинского страхования. Согласно госпрограмме развития медицины, на создание инфраструктуры для телемедицины государство в рамках нацпроекта развития здравоохранения в период с 2018 по 2024 год намерено потратить более 177 млрд рублей.
Проанализировав данные по дистанционным медицинским консультациям за 2018 год, мы пришли к выводу, что спрос на услуги телемедицины будет расти. Количество удаленных обращений клиентов "Росгосстраха" за медконсультациями в компанию "Доктор рядом" ежемесячно удваивалось, достигнув пика в декабре 2018 года.
Более 70% консультаций ожидаемо пришлось на регионы, где, с одной стороны, есть спрос на качественную медицину, а с другой — определенные проблемы с ее доступностью. При этом Северо–Западный федеральный округ замыкает топ–3 с наибольшим количеством обращений (на первом месте Центральный, далее идет Приволжский федеральный округ). Из СЗФО поступило 12% телефонных звонков: 42% — из Вологодской области, население которой составляет чуть более 1,8 млн человек. Петербург и Ленобласть с населением порядка 7,2 млн человек — на втором месте (29,6% обращений). Замыкает тройку Архангельская область, где на 1,1 млн населения пришлось 9,4% обращений по телемедицине.
Почти половина пользователей телемедицины — люди в возрасте от 27 до 37 лет. При этом, как показала статистика, изначально мужчины отнеслись к новой возможности консервативно, и с апреля по июль дистанционно за медицинской помощью обращались редко. Но уже в августе около 37% звонков поступило от мужчин. В среднем же на женщин приходится около 80% обращений, при этом около 12% звонков связано с вопросами здоровья детей в возрасте до 4 лет. 63% звонков поступило к врачам общей практики; 37% — к профильным специалистам, причем наиболее востребованными из "взрослых" врачей оказались неврологи. Далее по спросу идут гинекологи, гастроэнтерологи, дерматологи, эндокринологи, отоларингологи, урологи и травматологи–ортопеды.
По закону о телемедицине при первичной дистанционной консультации врач не имеет права поставить пациенту диагноз и назначить лечение. Задача врача — дать застрахованному максимум необходимой информации, а в экстренных ситуациях — объяснить важность срочного обращения к врачу, рекомендовать необходимые действия до приезда бригады скорой помощи. В нашей практике было зафиксировано несколько случаев, когда, оценив состояние больного, врачи рекомендовали незамедлительно вызвать скорую помощь.
С полисом обращаться к врачу за консультацией можно не только по видеосвязи, но и с помощью чата или по телефону. Для многих людей обсуждение таким способом деликатных вопросов, касающихся здоровья, оказалось более комфортным. Количество обращений за консультациями к узким специалистам в течение срока действия полиса неограниченно. И этот фактор создает экономию: аналогичная консультация на очном приеме в частной клинике обойдется пациенту от 1 тыс. рублей. При этом врачи несут ответственность за рекомендации, переданные пациентам в рамках таких консультаций.
Галина Таланова, руководитель блока медицинского страхования "Росгосстраха"