Канат над бездной. Так ли утопична идея строительства канатной дороги в Кудрово

Автор фото: ТАСС

Идея губернатора ЛО Александра Дрозденко построить канатную дорогу из Кудрово не так утопична, как кажется. "ДП" изучил опыт создания таких дорог в городской среде.

Планами построить канатную дорогу от Кудрово до станции метро "Улица Дыбенко" Александр Дрозденко поделился на Арктическом форуме. Она протянется на высоте около 50 м, и, пока до Кудрово не довели ветку метро, местные жители смогут без пробок добираться до ближайшей станции метрополитена. Общая протяженность канатки составит 4 км.
Возможным инвестором проекта считают компанию "Росинжиниринг", однако ее гендиректор Дмитрий Швайко пояснил "ДП", что пока они выступают лишь экспертами и техническими исполнителями проекта, ведут проработку технических возможностей реализации. Однако не исключено, что позже фирма все же окажется инвестором.
Канатная дорога в условиях высокой стесненности городской застройки, ярким примером которой как раз выступает Кудрово с непрерывным пассажиропотоком, — это быстрая, экологичная, безопасная альтернатива другим видам транспорта до момента ввода метро, считает Дмитрий Швайко. Власти Петербурга обещают продлить оранжевую ветку метро до Кудрово в 2025 году, однако с учетом проблем строительства метрополитена в городе эта дата может быть отсрочена. Но и канатную дорогу в один момент тоже не построят.
"По нашему опыту, на строительство канатки понадобится около 2 лет с момента решения всех вопросов, связанных с выделением необходимой инфраструктуры: электрические мощности, земельные участки под станции и опоры и пр. Кстати, от этих условий зависит и финансовая модель проекта", — пояснил гендиректор АО "Росинжиниринг".
Высотный регламент в районе ул. Дыбенко составляет 8–40 м, это комфортный перепад высот для канатной дороги. При этом основная трассировка пройдет вдоль дорог. Технических сложностей в проекте будет много, учитывая плотную городскую застройку и насыщенность коммуникациями, но все решаемо, утверждает Дмитрий Швайко.

Претенденты на ГЧП

В компании "Росинжиниринг" полагают, что конкуренты в этом проекте у них вряд ли появятся, поскольку он сложен в реализации. Однако участие в строительстве канатной дороги из Кудрово не исключает лидер этой сферы — компания Doppelmayr.
"Рынок городских канатных дорог оценивается нами как одно из наиболее перспективных направлений для развития бизнеса. В случае появления соответствующих запросов мы готовы построить канатную дорогу между Ленобластью и Петербургом", — рассказал "ДП" руководитель Doppelmayr Russia Олег Зеге.
К слову, российское подразделение Doppelmayr уже реализовало проект городского автоматического канатного транспорта в аэропорту Шереметьево, ведет строительство канатки для парка аттракционов на территории ВДНХ в Москве.
Инвестиции в канатную дорогу из Кудрово оценивают в 1,1 млрд рублей, и это затраты только на оборудование. По словам экспертов, строительство одной линии такой дороги с двумя станциями протяженностью 2–3 км в среднем обходится в сумму 1–1,5 млрд рублей.
"В большинстве случаев подобного рода проекты реализуются на основе государственно–частного партнерства с использованием концессионных соглашений. Частный инвестор строит транспортную систему на свои средства и после ее коммерческой эксплуатации передает в собственность государству", — рассказал "ДП" руководитель Doppelmayr Russia Олег Зеге.
В случае если инвестором станет "Росинжиниринг", компания будет привлекать субподрядчиков, и в первую очередь это производитель основного технологического оборудования, так как в России оно не производится.

Мечта урбаниста

В условиях плотной городской застройки канатная дорога имеет преимущество перед автомобильными или ж.–д. путями. Сегодня общественный транспорт нуждается в колоссальном землеотводе, который просто неоткуда взять в условиях современного густонаселенного города, отмечает Олег Зеге. У канаток таких проблем нет, к тому же они идеально подходят для преодоления природных объектов.
Хорошим российским примером здесь служит канатная дорога над Волгой, с 2012 года соединяющая города Бор и Нижний Новгород. Дорога стоит на 10 опорах при перепаде высот 57 м. Она обошлась инвестору в 850 млн рублей. Ее пропускная способность — 7260 человек в сутки, или 500 человек в час. Современные канатные дороги способны перевозить до 3 тыс. пассажиров в час. Еще один плюс канаток — энергоэффективность и экологичность.
Эксперты полагают, что канатная дорога из Кудрово будет иметь значение и после открытия станции метро: она снизит нагрузку на метрополитен. До этого пассажиропоток в петербургском метро, наоборот, будет лишь возрастать. Сегодня станция "Улица Дыбенко", по данным ЗАО "Коммет", в среднем за сутки обслуживает 53,6 тыс. человек, и на поток из Кудрово приходится внушительная часть. Канатная дорога будет подвозить порядка 3–4 тыс. человек в час в разы быстрее, чем сейчас они добираются через пробки. Правда, им придется отстоять в очереди и купить билет.
В 2015 году Петербург отказался от канатки длиной 2,5 км между Васильевским островом и ул. Савушкина через Крестовский остров. В проект планировалось вложить 7,3 млрд рублей, среди инвесторов называли "дочку" "Газпрома". Канаткой над Невой планировали заменить Яхтенный мост. Разработкой концепции занимался "Росинжиниринг". Но в итоге проект не реализовали, а в Москве аналогичную канатку по маршруту Лужники — Воробьевы горы построили.