Фулфилмент как новый двигатель торговли

 

Фулфилмент — это аутсорс складских операций, которые нужно произвести с товаром в розничной интернет– или дистанционной торговле с момента его поступления на склад и до передачи в службу доставки. Среди базовых операций фулфилмента — приемка товаров на склад, их хранение, комплектация заказов, передача их службе доставки и обработка возвратов. При этом его отличительной чертой является умение работать с маленькими розничными заказами и огромным товарным ассортиментом. По данным на начало 2019 года, мы в Datainsight оцениваем российский рынок фулфилмента в 13 млрд рублей и 41 млн посылок (не включая Wildberries). Совокупный среднегодовой темп роста с 2016 года составил 36%. Площадь задействованных складов у крупнейших операторов выросла в 1,6 раза, а количество занятых сотрудников — более чем на треть.
Крупнейшие игроки — Arvato, "Бета ПРО", "Маршрут" и СДТ, они суммарно занимают более 80% рынка, и именно благодаря им сейчас происходит основной рост. В ближайшие годы рынок ждут изменения. Они связаны, в частности, с приходом магазинов и маркетплейсов. Логистические услуги уже начали предоставлять "Беру", Lamoda, Ozon, Wildberries. Кроме того, фулфилментом собирается заняться и "Почта России" — игрок несопоставимого со всеми остальными размера. В результате многим операторам может понадобиться пересматривать свои процессы и предложения для интернет–магазинов.
Важные драйверы рынка сейчас — офлайновые магазины. Во–первых, это бренды и крупные сети. Их ключевые компетенции не связаны с интернетом, это просто еще один дополнительный канал продаж — даже не самый главный. Поэтому им удобно отдать все процессы, связанные с электронной торговлей, на аутсорсинг. Во–вторых, небольшие офлайновые магазины или производители без опыта продаж. И им также нужен более широкий набор услуг. Для них часто наиболее подходящим выходом становятся предложения маркетплейсов и больших магазинов. Это приводит к тому, что основными конкурентами фулфилмент–операторов становятся именно маркетплейсы. Из этого вытекает и другая значимая тенденция: развитие дополнительных услуг. Оно выгодно и самим операторам, поскольку сопутствующие сервисы приносят больше прибыли.
Важной особенностью российского рынка остается отсутствие единых стандартов в предоставлении услуг и ценообразовании. Все операторы строят процессы по–своему и предлагают клиентам разные наборы услуг. Похожие по сути услуги часто состоят из разных операций и, как следствие, дают разные результаты. Поэтому магазинам, особенно тем, у которых нет особого опыта работы, может быть сложно сравнивать их между собой. Но у этой особенности есть и положительная сторона: ситуации и запросы у всех магазинов разные, и разноплановость рынка дает им возможность подобрать наиболее подходящую модель. Другое отличие — в географии. Фулфилмент по–прежнему сконцентрирован в крупных городах, в первую очередь в Москве. Однако это характерно для всей российской логистики.
Наталия Крупенина, ведущий аналитик направления "Логистика" в Datainsight