Wi–Fi даром не нужен. В автобусах "Пассажиравтотранса" отключили бесплатный Wi–Fi

Автор фото: Ксения Потеева

В автобусах ГУП "Пассажиравтотранс" отключили бесплатный Wi–Fi. В компании анализируют востребованность услуги и готовы привлечь нового поставщика.

Как сообщил "ДП" официальный представитель перевозчика, доступ в интернет в автобусах был реализован по так называемой рекламной модели, только за счет средств компании–инвестора. "Сервис временно недоступен в связи с проводимой партнером перенастройкой оборудования. Компания должна уведомить нас о дате окончания работ", — заявил представитель компании.
Но, как следует из письма заместителя гендиректора "Пассажиравтотранса" Владимира Ишкова, которым располагает редакция, возобновления доступа ждать не приходится. "Бесплатный доступ в сеть интернет для пассажиров 700 городских автобусов был организован на время проведения Чемпионата мира по футболу FIFA — 2018", — сообщил он.
Впрочем, генеральный директор компании–подрядчика — ООО "Фри Сити" Игорь Суриков сворачивание проекта не подтверждает. По его словам, компания намерена заменить оборудование у "Пассажиравтотранса", однако решить проблему по неизвестным Сурикову причинам не получается с февраля 2019 года.
"Мы ждем от автопарка, пока он снимет оборудование, чтоб мы могли его перенастроить. И если все будет в порядке и нам не поставят неприемлемых условий, то, возможно, мы продолжим работу", — рассказывает Игорь Суриков. По его словам, одно из условий — сохранение объемов услуги (не менее 700 автобусов), поскольку при таких цифрах проект хоть и не вышел на окупаемость, но приносит прибыль.
Любопытно, что в разговоре с "ДП" некоторые представители рынка пассажироперевозок были уверены, что услуги оператора им оказывает "МаксимаТелеком" (она обеспечивает бесплатный интернет в метро), считая "Фри Сити" своего рода посредником. На практике сам оператор опровергает эту информацию.
"В рамках проекта "Фри Сити" обеспечивает установку оборудования Wi–Fi в автобусы перевозчика, а "МаксимаТелеком" обеспечивает идентификацию и авторизацию пользователей в сети MT_FREE, единую для всех сетей на транспорте Петербурга", — рассказала PR–директор оператора Анастасия Самойлова.
Более того, несмотря на сотрудничество, фактически компании являются конкурентами, поскольку "МаксимаТелеком" была заинтересована в участии в конкурсе на установку оборудования на общественном транспорте. Напомним, в конце 2017 года "Пассажиравтотранс" планировал оборудовать автобусы точками доступа Wi–Fi в рамках госзакупки, стоимость работ оценивалась в 66,5 млн рублей. Однако заказ в итоге получила "Фри Сити", которая, как полагают эксперты, добивалась этого всеми силами, предлагая излишне щедрые условия.
Отметим, что "Фри Сити" также сотрудничала с АО "Третий парк" и ГУП "Горэлектротранс". С последними, по словам руководителя компании–подрядчика, они "ни к чему не пришли". В "Третьем парке" компания также забрала оборудование на замену.
"Фри Сити" на этапе объявления конкурсов пообещала перевозчикам реализовать сервис полностью без привлечения бюджетных средств, что понравилось заказчикам, но, по сути, скомпрометировало услугу, которая в мировых мегаполисах реализуется за счет перевозчиков", — рассказывает источник на телеком–рынке Петербурга. По его мнению, компания не является оператором связи и не имеет опыта в создании каких–либо сетей, при этом возможна установка некачественного телеком–оборудования и низкий уровень технической поддержки.
При этом, по словам Владимира Ишкова, если сама услуга будет востребована, то "Пассажиравтотранс" будет готов заключить договор с оператором на инвестиционной основе.
Директор информационно–аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин отметил, что, во–первых, пассажиропоток в автобусах значительно меньше, чем в метро. А во–вторых, из–за малой продолжительности поездки переключаться на Wi–Fi в автобусе большого смысла нет. С этим может быть связан малый интерес операторов к проекту.
Эту информацию подтверждают и в "Третьем парке", который внедрил беспроводной интернет одним из первых, еще до появления Wi–Fi в метро, но на дальних маршрутах. По статистике компании, наибольшим спросом услуга пользуется именно на длинных дистанциях, например на дамбе по пути в Кронштадт. В Ассоциации перевозчиков пассажиров отметили, что в автобусах "Пассажиравтотранса" беспроводное оборудование, напротив, установили на тех маршрутах, где пользовательская активность низкая.
В ситуации с Wi–Fi главный вопрос остается прежним: кто должен платить за подобные технологические блага.
В пресс–службе "МаксимаТелеком" отмечают, что задача оснащения транспортных средств Wi–Fi–оборудованием лежит на перевозчике. В Ассоциации же подчеркивают, что роутеры необходимо включить в базовую комплектацию автобусов при их производстве.
"99% импортных автобусов, которые поставляются в Петербург, уже оснащены точками доступа. Перевозчикам остается договориться с операторами сотовой связи. Последние готовы предоставлять транспортным компаниям пакеты связи на льготных условиях", — рассказывает председатель Ассоциации Василий Киселев.
К той же мысли пришли в "Горэлектротрансе". "Одним из оптимальных вариантов предоставления данной услуги признано оснащение трамваев и троллейбусов медиакомплексами, включенными, как правило, в ТЗ при закупке нового подвижного состава", — сообщили на предприятии. Там рассказали, что в последние годы (с 2013–го) пробовали запустить сразу несколько проектов доступа в Wi–Fi для пассажиров и продолжают поиски идеального варианта. Партнерами выступали МТС, "МаксимаТелеком", ООО "Пассажир ТВ". "В приоритете рассматриваются варианты оборудования с доступом к Wi–Fi без дополнительных затрат", — сообщил перевозчик.
"Я считаю, что самостоятельно перевозчики не будут на этот шаг идти. Это достаточно большие средства, тем более что блок Wi–Fi должен быть специальным, устойчивым к вибрациям и температурам", — сказал "ДП" гендиректор транспортной компании "ПТК" Алексей Ивин. У ПТК интернет работает только на междугородних маршрутах. Предложений от партнеров компании не поступало.