Государство поддержит химпром. К 2024 году экспорт несырьевого сектора должен составить $250 млрд

 

В 2021 году мы планируем перейти к новым мерам поддержки и менять программы, которые были разработаны нашим министерством. Основной критерий — это увеличение показателей экспорта несырьевого сектора экономики. К 2024 году экспорт должен составить $250 млрд. Я надеюсь, что химическая отрасль внесет ощутимый вклад в выполнение этого показателя.
Сегодня химическая промышленность получает все меры поддержки, которые существуют в российской экономике, — от субсидирования затрат при переходе на новую разгрузочно–погрузочную схему работ до поддержки поставок продукции на любые рынки.
Вице–премьером РФ Дмитрием Козаком, курирующим наше министерство, приняты несколько иные решения касательно мер поддержки. Уже в следующем году должны измениться условия предоставления субсидий для промышленных объектов. Государство будет поддерживать те предприятия, которые будут готовы к участию в комплексной программе повышения конкурентоспособности.
Для этого будет заключено специальное соглашение, которое предполагает поддержку выпуска экспортно ориентированной продукции, потому что сейчас быть конкурентоспособными, продавая продукцию лишь на внутреннем рынке, невозможно.
В этом плане перспективными являются такие направления, как производство аммиачных удобрений, шинная продукция и так далее. Особое внимание будет уделено проектам в "малой химии". В этой сфере необходимо еще реализовывать проекты по импортозамещению, все они будут нами поддержаны.
В 2018 году объем экспорта продукции химического производства достиг $24 млрд и практически удвоился по сравнению с 2017 годом. Ожидаем, что с модернизацией отраслей и выполнением поставленных задач по созданию новых мощностей повысится конкурентоспособность нашей продукции на мировом рынке.
Также сейчас идет обсуждение проекта о заключении специальных инвестиционных контрактов (СПИК 2.0). Планируется, что условия по ним будут более интересные, чем по предыдущим СПИК. Например, не будет минимальной планки инвестиций.
Что касается льгот, в СПИК 2.0 будет инвестиционная оговорка. Но есть важное условие — производство должно быть направлено на трансфер новых технологий либо на их создание. То есть, если мы говорим про удобрения, это все равно должна быть новая технология, иначе СПИК 2.0 заключить будет невозможно.
Также у нас появляется новый инструмент поддержки — соглашение о защите капиталовложений. Сейчас проект соответствующего закона проходит обсуждение в Минфине при участии инвесторов, которые предлагают свои решения. Это коснется и металлургии, и автомобильной промышленности, и химической отрасли.
Виктор Евтухов , заместитель министра промышленности и торговли РФ