При живых не судят. Вправе ли новые жилые комплексы претендовать на звание архитектурных ансамблей.

Автор фото: Петр Ковалев
Сегодня часто звучит мнение, что новая застройка получается негармоничной, даже если проектом планировки задумана некая единая среда. Почему так происходит и реально ли в наше рыночное время создавать архитектурные ансамбли?
По определению, приведенному в Большой советской энциклопедии, архитектурный ансамбль — это "гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений, произведений монументальной живописи, скульптуры и садово–паркового искусства". Историк архитектуры, кандидат искусствоведения Борис Кириков в беседе с "ДП" согласился, что это действительно "некое единство компонентов — зданий и пространства".
"Для создания ансамбля нужно, например, единство архитектурного замысла, когда разные здания и компоненты проектируются изначально как целое, например как на стрелке Васильевского острова, — объясняет историк. — Другой вариант — когда архитектор строит свое здание уже с учетом особенностей той ситуации, которая в этом месте сложилась. Композиционными приемами, мотивами, формами он подстраивается и в то же время переводит все в какое–то новое качество. Сейчас же в большинстве случаев возводятся или группы зданий, которые мы можем трактовать как комплексы, а не как ансамбли, или все–таки единичные объекты, которые не соотносятся с другими или с исторической средой".

Одна только жемчужина

При нынешней ситуации девелоперы обычно закрывают глаза на окружение, ставя целью продать свой проект, а не создать гармоничную среду. В итоге застройка выходит разношерстной. Однако несколько примеров иного отношения есть. Часто из уст архитекторов можно услышать, что ансамблем является только "Балтийская жемчужина". Дело в том, что она реализуется в едином архитектурном стиле по разработанному и утвержденному одним девелопером проекту. Хотя застройщики разные: здесь трудится не только само ЗАО "Балтийская жемчужина", но также Setl Group и КВС.
Как рассказала "ДП" директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО "Балтийская жемчужина" Ася Левнева, параметры проекта планировки и требования к посадке и внешнему виду будущих объектов закрепляются в договоре субаренды участка под застройку. Например, дома должны проектироваться высотными в центре кварталов, каскадными — от центра к воде и малоэтажными вдоль первых береговых линий каналов и Финского залива. До подачи проекта на экспертизу партнеры обязательно согласовывают архитектурные решения с представителями компании "Балтийская жемчужина" и главным архитектором микрорайона.
Генпроектировщиком почти всех домов, построенных фирмой "Балтийская жемчужина", выступает ООО "Архитектурное бюро "Студия–17" Святослава Гайковича. "С нами заказчик работает довольно жестко, регламентирует каждый шаг. Просит представить по нескольку вариантов объемно–пространственного решения, по три варианта фасадов, которые должны радикально отличаться друг от друга. Думаю, что они так же работают и с другими проектировщиками", — рассказал "ДП" Святослав Гайкович.

Марширующие строем корпуса

По мнению архитектурного критика, соавтора архитектурного путеводителя по Петербургу Людмилы Лихачевой, планировочная идея "Балтийской жемчужины" с ее центральной эспланадой действительно является "сильной". Однако "она так по–советски грандиозна, что утрачивает человеческий масштаб — масштаб, при котором люди осознают архитектурное окружение в качестве ансамбля". Это делает "Балтийскую жемчужину" совокупностью микрорайонов с мощной планировочной осью, но не более того.
"Комплексам, нарисованным одной рукой, несть числа. Но в них глазу, воспитанному на лучших петербургских образцах, элементарно недостает информации и разнообразия, — считает Лихачева. — Попытки индивидуализации типовой застройки цветом и фактурой материалов, как, например, в "Европа–сити" или "Царской столице", к сожалению, сводятся на нет однообразным силуэтом коробок и отсутствием акцентных зданий. Искусство создавать пространства тоже пока что в стадии становления: внутриквартальные площади, как в "Парадном квартале", что–то не становятся публичными. С месседжем вообще все печально. В лучшем случае он о социальной однородности обитателей, наиболее внятно звучащий в барабанной дроби марширующих строем корпусов "Европа–сити".
С такой позицией не согласен сам автор упомянутых жилых комплексов ("Европа–сити" на пр. Медиков и "Царская столица" на Кременчугской ул.) Евгений Герасимов из ООО "Евгений Герасимов и партнеры". Он считает их ансамблями. Этим же термином, по мнению Герасимова, вполне могут именоваться другие его проекты — "ЭкспоФорум" в Пулковском, "Невская ратуша" и будущий комплекс Верховного суда с Театром танца. Впрочем, более развернуто поговорить о своем взгляде на современное осмысление ансамблевой архитектуры собеседник "ДП" отказался, но посоветовал интересующимся обратиться к книге "Архитектура и история" Андрея Иконникова.

Городская ткань не на разрыв

Могут ли быть ансамбли в наше время? В ученой среде разные мнения. Профессор, доктор архитектуры Светозар Заварихин полагает, что они возможны только в условиях сильной власти, монархии. А в условиях демократии и частной собственности — нет, даже если у всего комплекса единый архитектор.
А вот та же Людмила Лихачева уверена, что их появление реально при любой общественно–политической и экономической формации. Все дело в том, что ансамбли абсолютизма, буржуазного строя и демократии — разные по образу.
"Единый архитектор, на мой взгляд, не нужен, а вот единый градостроитель, планировщик и автор хорошо продуманного регламента застройки необходим непременно. Общее понимание собственников или альянс общественных институций в современных условиях дают примеры реконструкции крупных фрагментов городской ткани, которые с полным правом могут называться ансамблями. Так произошло в Лиссабоне при подготовке к Всемирной выставке, в Барселоне при подготовке к Олимпийским играм, в Берлине при реконструкции кварталов восточной части города", — считает она.
Совладелец ООО "Архитектурное бюро "Студия 44"Никита Явейн к вопросу ансамблевости современных проектов относится с осторожностью. Несмотря на то что на Градсовете, где обсуждалась его концепция застройки намывных территорий для ЛСР, архитектор сказал, что не самой большой этажностью зданий он решил "подобраться к высокому апофеозу и максимальной силуэтной выразительности" соседнего Golden City от Glorax Group, назвать свою работу ансамблем он не решился.
"Само слово "ансамбль" — это некая оценочная категория, я не люблю такие вещи. На намыве — грамотный проект, сделанный в рамках тех целей, которые были поставлены заказчиком. Думаю, что при живых авторах делать какие–то выводы некорректно", — сказал "ДП" Никита Явейн.